Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Новиковой Л.А.,
СУДЕЙ: Спесивцевой С.Ю. и Малыгиной Г.В.,
при секретаре: Фатеевой И.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Псковского городского суда Псковской области от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Жукова О.А., действующего в интересах Ж.Л.Г., к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ж.Л.Г. денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части иска отказать.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Малыгиной Г.В., заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Тюховой Е.Г., Жукова О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуков О.А., действующий в интересах Ж. Л.Г., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является опекуном инвалида "данные изъяты" группы Ж. Л.Г ... В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ей установлен перечень услуг по реабилитации, в том числе предусмотрено выделение подгузников для взрослых в количестве "данные изъяты" в месяц. Однако, в период с 16 октября по 18 ноября 2013 года в связи с отсутствием финансирования ответчик допустил задержку с выделением данного средства реабилитации, в связи с чем Ж. Л.Г. не имела возможности пользоваться подгузниками в течение месяца, вследствие чего испытывала физические и нравственные страдания.
Ссылаясь на положения Конституции РФ, полагал действия ответчика нарушающими право инвалида на проведение реабилитационных мероприятий, гарантированных статьёй 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", в связи с чем просил взыскать с ответчика в пользу Ж. Л.Г. денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Жуков О.А. исковые требования поддержал. Полагал, что отсутствие финансирования на приобретение средств реабилитации не может являться основанием для лишения инвалида жизненно необходимых средств, отсутствие которых приносит физические и нравственные страдания. Кроме того, приобретение подгузников за счёт собственных средств являлось невозможным, поскольку при цене 1-го подгузника в аптеке в размере "данные изъяты" рублей ответчик компенсировал бы только "данные изъяты" рублей, а поскольку он не работает по причине ухода за супругой, то не согласен нести данные расходы.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Тюхова Е.Г. иск не признала. Указала, что предоставление средств и услуг реабилитации инвалидов зависит от финансирования и последующего заключения контракта (на поставку товаров для государственных нужд). По причине отсутствия финансирования в октябре 2013 года возможность заключения контракта на поставку подгузников отсутствовала. Контракт был заключен 11.11.2013 года, и 18.11.2013 года Жукову О.А. выданы подгузники в количестве "данные изъяты" штук. Пояснила, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку Фонд в полном объеме выполнил свои обязательства перед инвалидом Ж. Л.Г., обеспечив ее необходимыми средствами реабилитации.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указано, что финансирование расходов по приобретению технических средств реабилитации, в том числе подгузников, осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Отделение Фонда социального страхования не вправе производить выплаты, не предусмотренные законодательством, поскольку расходование средств Фонда по существу будет являться нецелевым. Возмещение денежной компенсации морального вреда Ж. Л.Г. законодательством о государственной социальной помощи не предусмотрено. Кроме того, на момент судебного разбирательства 03.12.2013 года Ж. Л.Г. обеспечена подгузниками в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Разрешая спор, суд исходил из вины Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившейся в нарушении установленного срока и объёма обеспечения Ж. Л.Г. средствами технической реабилитации (подгузниками), в результате чего право истца на получение средств реабилитации не было реализовано, и, руководствуясь статьёй 151, пунктами 1, 2 статьи 1099, статьёй 1101 ГК РФ, пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Данный вывод суда основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном толковании закона.
Из материалов дела следует, что Ж. Л.Г. является инвалидом первой группы. На основании индивидуальной программы реабилитации инвалида N (****) от 14.06.2013 года Жукова Л.Г. должна получать ежемесячно бессрочно подгузники в количестве "данные изъяты" шт., то есть годовая потребность в подгузниках составляет "данные изъяты" шт.
До 16.10.2013 года ответчиком выделены подгузники в количестве "данные изъяты" шт.
16 октября 2013 года опекун Ж. Л.Г. - Жуков О.А. обратился в Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу обеспечения его супруги средствами реабилитации, на что получил отказ по причине отсутствия финансирования, в связи с отсутствием которого не заключен контракт на поставку товаров для государственных нужд..
11.11.2013 года Государственным учреждением - Псковским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации заключен контракт на поставку подгузников и абсорбирующего белья.
Согласно акта сдачи-приемки товара получателя N (****) от 19.11.2013 года, Ж. Л.Г. предоставлены технические средства реабилитации - подгузники для взрослых в количестве "данные изъяты" шт., то есть обязательство ответчика по обеспечению инвалида подгузниками в количестве "данные изъяты". исполнено в полном объёме.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года N 280, Фонд социального страхования Российской Федерации является уполномоченным органом по обеспечению инвалидов за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации может осуществляться в виде соответствующего технического средства реабилитации или в виде компенсации стоимости самостоятельно приобретённого инвалидов технического средства реабилитации. Выплата компенсации осуществляется в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 года N 57н.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (абзац 1 пункта 4 Порядка).
Таким образом, инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета, и в случае невозможности выполнения данной обязанности Фондом социального образования Российской Федерации законодательно предусмотрена возможность приобретения средств технической реабилитации инвалидом в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 года N 57н.
Правом самостоятельного приобретения подгузников с последующей компенсацией их стоимости сторона истца не воспользовалась.
То обстоятельство, что компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации выплачивается не из его розничной стоимости, а исходя из результатов последнего конкурса по поставке технического средства реабилитации, не означает виновных действий ГУ - Псковского регионального отделения ФСС Российской Федерации, поскольку иного порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое технического средство реабилитации законом не предусмотрено.
При этом истцом не оспаривается, что обязательство ответчика по обеспечению подгузниками Ж. Л.Г. за 2013 год исполнено полностью.
Поскольку задержка выделения подгузников в период с 16 октября по 18 ноября 2013 года связана с отсутствием средств федерального бюджета, то оснований для признания действий ответчика виновными не имеется.
Кроме того, неправильно установив действия ГУ - Псковского регионального отделения ФСС РФ как виновные, суд первой инстанции неправильно возложил на ответчика обязанность по компенсации морального вреда.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 ГК РФ.
Моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
На основании статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведённых правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности компенсации ответчиком полного размера стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида, то есть иск вытекает из имущественных отношений.
Кроме того, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие ухудшение физического или психического состояния Ж. Л.Г. вследствие несвоевременного выделения подгузников и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
Таким образом, взыскание компенсации морального вреда с ГУ -Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не основано на законе, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации выраженной в Определении от 10.01.2014 года N 25-КГпр13-4.
При таких обстоятельствах, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 24 декабря 2013 года отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Жукова О.А., действующего в интересах Ж.Л.Г. к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Председательствующий: Л.А.Новикова
Судьи: С.Ю.Спесивцева
Г.В.Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.