Судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Фатеевой И.А.,
рассмотрев жалобу Штеца А.П. на постановление судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 27 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении гражданина "данные изъяты" Штеца А.П., (дд.мм.гг.), проживающего по адресу: (дд.мм.гг.),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 27 марта 2014 года гражданин "данные изъяты" Штец А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе в Псковский областной суд Штец А.П. (заявитель) просит изменить постановление, путём исключения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ввиду нарушения судом положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Выслушав Штеца А.П. и его защитника Васильева В.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Псковской области Павлову Н.А. возражавшей против удовлетворения жалобы, допросив свидетелей, проверив материалы дела, нахожу судебное постановление подлежащим изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания (п.2 ст.5 ФЗ N115).
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" 2014 года сотрудниками полиции Межмуниципального отдела МВД РФ "Стругокрасненский" выявлен гражданин "данные изъяты" Штец А.П., нарушивший режим пребывания в Российской Федерации.
В ходе проведённой проверки установлено, что Штец А.П. въехал на территорию Российской Федерации 07 сентября 2013 года. Срок его временного пребывания в Российской Федерации истёк 06 декабря 2013 года, однако Штец А.П. от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания уклонился.
В судебном заседании Стругокрасненского районного суда Штец А.П. вину в совершении указанного административного правонарушения признал.
Факт незаконного нахождения заявителя в Российской Федерации, кроме его признания также подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. "данные изъяты"), копией миграционной карты (л.д. "данные изъяты"), из которых видно, что срок временного пребывания заявителя в Российской Федерации истёк 06 декабря 2013 года.
При таких обстоятельствах действия Штеца А.П.выразившиеся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, обоснованно признаны судьёй виновными, образующими состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Штеца А.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учётом изложенного оснований для освобождения заявителя от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Штецу А.П. административного наказания судьей Стругокрасненского районного суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ не в полной мере были учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности заявителя.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключённой в г. Риме 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации у Штеца А.П. проживает малолетняя дочь - гражданка Российской Федерации М., (дд.мм.гг.).
Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении М. (л.д. "данные изъяты"), копией свидетельства об установлении отцовства, показаниями матери ребёнка М., пояснившей, что заявитель принимает участие в воспитании ребёнка, оказывает ей материальную помощь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Штеца А.П. на уважение его права на воспитание и содержание ребёнка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 N4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела назначение Штецу А.П. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 N1-П и от 14 февраля 2013 N4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 27 марта 2014 года подлежит изменению путем исключения из них указания на назначение Штецу А.П. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 27 марта 2014 года изменить. Исключить из постановления указание на назначение Штецу А.П. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Штеца А.П. содержащегося в Государственном казённом учреждении Псковской области "Специальное учреждение для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации" освободить в зале суда.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.