Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Маркина А.В., Клюева С.Б.
С участием прокурора Кушнирчук А.И.
При секретаре Салихове Р.М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Фалеевой Н.Н., Фалеева П.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Фалеева Р.П. - Нагорновой Т.В. на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 23.12.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать решение ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N Фалееву П.Ю. трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 64,5 кв.м, недействительным.
Признать договор социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Министерством обороны РФ и Фалеевым П.Ю. на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес" недействительным.
В удовлетворении остальных исковых требований Министерства обороны РФ - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения в поддержание жалобы Фалеева П.Ю., представителя Фалеева П.Ю., Фалеевой Н.Н. -Нагорновой Т.В., заключение прокурора Кушнирчук А.И. полагавшей решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось с заявлением к Фалееву П.Ю., Фалееву Р.П. и Фалеевой Н.Н. о признании решения о предоставлении жилого помещения недействительным, признании договора социального найма недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В заявлении указало, что учреждение Министерства обороны РФ, именуемое ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ заключило с Фалеевым П.Ю. ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма N на жилое помещение общей площадью 64,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Однако данный договор социального найма является ничтожным по следующим основаниям: в соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма составляет 18 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
На основании представленных Фалеевым П.Ю. сведений, с ним был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Ответчик дал добровольное согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В рамках Соглашения N о взаимодействии Министерства обороны РФ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ был сделан электронный запрос о наличии (отсутствии) у Фалеева П.Ю. и членов его семьи зарегистрированных на праве собственности жилых помещений.
Согласно поступившему ответу из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним было установлено, что супруга Фалеева П.Ю. - Фалеева Н.Н. имела на праве собственности в размере 1,00 доли жилое помещение общей площадью 63,3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", которое было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ года.
Данную сделку необходимо было учитывать при предоставлении спорного жилого помещения, поскольку права членов семьи являются производными от права военнослужащего в данном случае Фалеева П.Ю.
При предоставлении жилого помещения ответчику, необходимо было учитывать 63,3 кв.м, общей площади жилого помещения по адресу "адрес"
Однако на момент заключения договора ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ не обладало достоверными сведениями.
Следовательно, договор от ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение заключен с нарушением норм жилищного законодательства.
Ответчик был предупрежден о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в случае недостоверности представленных сведений в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N ответчику разъяснены указанные нормы права и предложено в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ сдать занимаемое жилое помещение по адресу: "адрес".
Однако ни в установленный срок, ни в настоящее время ответчик указанное требование не исполнил.
Истец просил суд признать решение ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N Фалееву П.Ю. трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 64,5 кв.м, недействительным, признать договор социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Министерством обороны РФ и Фалеевым П.Ю. на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес" недействительным, применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать Фалеева П.Ю. и членов его семьи возвратить ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ жилое помещение по адресу: "адрес" установленном порядке, а именно: закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета со всеми членами семьи, освободить жилое помещение, сдать ключи в управляющую организацию, представить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Фалеевой Н.Н., Фалеева П.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Фалеева Р.П. - Нагорнова Т.В. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15.1 указанного выше Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п.1 ст.15.1, но не более чем на 9 кв.м.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ", утратившего силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1297, полномочия по распределению жилых помещений принадлежали жилищным комиссиям воинских частей.
На основании приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", вступившего в законную силу с 09.11.2010 года, приказа Министра обороны Российской Федерации N 1550 от 18.11.2010 года, приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455, вопросы признании военнослужащих - граждан РФ, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подлежат рассмотрению структурным подразделением уполномоченного Министром обороны РФ органа, каковым на данный момент является Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 1,2,3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 " Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции: принимают заявления от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами и Инструкцией; снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 14 Правил и пунктом 10 Инструкции; принимают решения о предоставлении жилых помещений.
В соответствии с п.п. 1,3,7 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещении по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" для признания военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются указанные в пункте 1 данного приказа документы.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 года N 171 установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
Согласно ст. 51 ч 2 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статьей 57 п.7 и 8 ЖК РФ предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Судом установлено, что Фалеев П.Ю. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен в запас по сокращению.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, заверенной начальником штаба войсковой части N, Фалеев П.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на электронный учет во Владивостокский КЭЧ.
Из выписки из протокола N заседания жилищной комиссии в\ч N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с увольнением из рядов Вооруженных сил по организационно-штатным мероприятиям и избранием постоянного места жительства "адрес", Фалеев П.Ю. включен в список кандидатов на получение жилья по избранному места жительства с составом семьи 3 человека.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в лице заместителя начальника ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ ФИО1 Фалееву П.Ю. и совместно проживающим с ним членам семьи (2 чел) предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 64,5 кв.м, на 2 этаже по адресу: "адрес".
В тот же день заключен договор социального найма жилого помещение N согласно которому, жилое помещение по указанному адресу предоставлено ответчикам в бессрочное владение и пользование.
При этом, ответчиками за счет собственных средств была оплачена превышающая норму предоставления часть предоставленного жилого помещения.
Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 27 февраля 2013 года за Фалеевым П.Ю. и Фалеевым Р.П. признано право собственности по 1\2 доли за каждым на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Как усматривается из материалов дела, Фалеева Н.Н. на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N N, зарегистрированного в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N N, являлась собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 63,3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Фалеева Н.Н. подарила данную квартиру по договору дарения, ФИО2
Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное обстоятельство, ответчиками не оспаривалось.
В настоящее время ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении по адресу. "адрес".
Суд правильно указал, что Фалеев П.Ю. ДД.ММ.ГГГГ незаконно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку ДД.ММ.ГГГГ его супруга Фалеева Н.Н. совершила действия, а именно подарила трехкомнатную квартиру общей площадью 63,3 кв.м., в результате которых Фалеев П.Ю. не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Фалеева П.Ю. могли не ранее чем через 5 лет со дня совершения его супругой сделки.
Указанное обстоятельство исключает возможность как нахождения Фалеева П.Ю. на учете, как нуждающегося в получении жилого помещения, так и предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма.
Подпункт п.п. "а", "б" п.7, п.п "а", "д" п. 10 Правил признания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.09.1998 года N 1054 не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома. Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не признаются военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно п. 12 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующем о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу.
В силу п. 13 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Подпункт "и" пункта 1 Инструкции предусматривает необходимость предоставления сведении о наличии (отсутствия) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Согласно п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.
В силу подпункта "б" п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Положениями п. 16 Инструкции также установлено, что решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения таких сведений.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъектов Российской Федерации (пункт 6 ст. 12, пункт 5 ст. 13, части 3,4 ст. 49 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, в нарушении требований Инструкции N 1280, сведения Фалеевым П.Ю. о наличии в собственности его супруги жилого помещения, не были представлены в уполномоченный орган ни в мае 2009 года, ни ДД.ММ.ГГГГ.
Заполняя 12 января 2012 года пункт 1, пункт 3, пункт 4 Сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи в графах "Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве мне и членам моей семьи", " Сведения об участии в приватизации жилых помещений мной и членами моей семьи", а также "Сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности" Фалеев П.Ю. и Фалеева Н.Н. написали "не имеют".
В связи с вышеизложенным, Фалеев П.Ю. был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, в нарушении действующего законодательства.
Решение о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Фалееву П.Ю. жилья было принято должностным лицом без истребования необходимых сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Фалеева П.Ю. и членов его семьи, что является грубым нарушением п. 16 Инструкции и порядка предоставления жилых помещений.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 23 постановления Пленума от 02.07.2009 года N 14 " О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 ст. 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
При этом, требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если он считает, что этими решением и договором нарушены его права (пункты 2,6 части 3 ст. 11 ЖК РФ, абзац пятый ст. 12 ГК РФ пункт 2 ст. 166 ГК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое истцом решение о предоставлении Фалееву П.Ю. и членам его семьи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ принято в нарушение требований действующего законодательства, что влечет его недействительность.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ) то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Министерства обороны РФ в части признания решение ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ N Фалееву П.Ю. трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 64,5 кв.м, и признании договора социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Министерством обороны РФ и Фалеевым П.Ю. на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес" недействительными подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что истец при предоставлении спорного жилого помещения обладал информацией о том, что у супруги Фалеева П.Ю. имелось в собственности жилое помещение, суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку данные утверждения являются голословными и ничем не подтвержденными.
Из представленных суду сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что истец запросил о наличии сведений находящихся в собственности ответчиков жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ, а ответ получил ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Востокрегионжилье" направили Фалееву П.Ю. предложение в добровольном порядке расторгнуть договор социального найма.
Доводы ответчиков о том, что спорное жилое помещение находится в собственности Фалеева П.Ю. и Фалеева Р.П., суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они не могут служить основанием к отказу в исковых требований, так как Министерство обороны РФ впоследствии не лишено возможности восстановить свое нарушенное право предъявлением исковых требований в суд.
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки: обязанности Фалеева П.Ю. и членов его семьи возвратить ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ жилое помещение по адресу: "адрес" в установленном порядке, а именно: закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета со всеми членами семьи, освободить жилое помещение, сдать ключи в управляющую организацию, представить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку удовлетворение данных исковых требований подразумевает выселение ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, что недопустимо, так как противоречит требованиям действующего законодательства.
Судом установлено, что у ответчиков другого жилого помещения не имеется, проживать им негде.
В связи с чем, как правильно указано судом, истец должен предоставить ответчикам жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому.
Доводы апелляционной жалобы относительно незаконности судебного решения не заслуживают внимания, поскольку все обстоятельства дела установлены с достаточной полнотой, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 23.12.2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Фалеевой Н.Н., Фалеева П.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Фалеева Р.П. - Нагорновой Т.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.