Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шуковой Н.М.,
судей Назейкиной Н.А., Самчелеевой И.А.
при секретаре Мамонтовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Цептер Интернациональ" на решение Сызранского городского суда Самарской области от "12" февраля 2014 года, которым постановлено:
"Иск Степановой М.П. к ООО "Цептер Интернациональ" о защите прав потребителей удовлетворить в части.
Взыскать с ООО "Цептер Интернациональ" в пользу Степановой М.П.: расходы по оплате экспертизы - 7 500 рублей, компенсацию морального вреда - 1 000 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя - 3 825 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя - 6 162 рубля 50 копеек, а всего - 18 487 рублей 50 копеек.
В остальной части исковые требования Степановой М.П. оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Цептер Интернациональ" госпошлину в доход государства в размере 4699 рублей 50 копеек".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя ООО "Цептер Интернациональ" - Исайчева А.В. (по доверенности N272 от 23.12.2013 года) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Степановой М.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова М.П. обратилась в суд с иском к ООО "Цептер Интернациональ" о защите прав потребителей, указав в обоснование иска, что 18.03.2012 года сторонами заключен договор купли-продажи пылесоса-парогенератора "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" стоимостью 68 449,66 рублей. Оплата пылесоса-парогенератора была произведена истцом в полном объеме.
25.04.2012 года товар передан Степановой М.П. со склада продавца.
На пылесос-парогенератор "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" изготовителем был установлен гарантийный срок - 12 месяцев.
В процессе эксплуатации, в течение гарантийного срока, пылесос-парогенератор дважды находился гарантийном ремонте - с 15 ноября по 24 декабря 2012 года, с 18 января по 4 марта 2013 года, с одним и тем же недостатком, а именно: выход из строя фиксатора крышки выходного фильтра; нагрев корпуса в районе нахождения крышки; гул при работе. В товаре производилась замена крышки выходного фильтра PWC-700-127.
По истечении гарантийного срока 11.07.2013 года в пылесосе-парогенераторе "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" вновь появился тот же недостаток: вышел из строя и деформировался фиксатор крышки выходного фильтра, что послужило основанием для обращения истца в независимую экспертную организацию.
Согласно акту экспертизы А N11/35 Сзр в пылесосе-парогенераторе выявлены дефекты производственного характера: наличие механической деформации основной верхней крышки корпуса и фильтра из полиэстера, образовавшейся в результате перегрева электродвигателя по причине скрытого, значительного дефекта производственного характера. Указанные дефекты существенно влияют на использование продукции по основному функциональному назначению, поскольку приводят к самопроизвольному отсоединению крышки выходного фильтра PWC-700-127 и фильтра из полиэстера от корпуса во время эксплуатации пылесоса-парогенератора, в результате чего происходит выброс в помещение неочищенного выходного воздушного потока, а также значительно увеличивается уровень шума. Товар является неисправным по причине потери своей функциональности.
10.12.2013 года истец обратился с письменной претензией в ООО "Цептер Интернациональ" об отказе от исполнения договора купли-продажи, возврата в установленный законом срок стоимости товара с недостатками, а также возмещение убытков на проведение экспертизы. Однако, в удовлетворении требований истцу было частично отказано, предложено возвратить товар с недостатками по месту покупки для решения вопроса возврата стоимости товара; в возмещении понесенных убытков на проведение экспертизы было отказано.
14.01.2014 года истец повторно получил от ответчика письмо с предложением передать товар с недостатками на склад представительства ООО "Цептер Интернациональ" в г.Сызрань. В тот же день Степанова М.П. передала продавцу пылесос-парогенератор "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70", но денежные средства, уплаченные за товар, ответчиком не возвращены.
Ссылаясь на нарушение прав истца, как потребителя, Степанова М.П. просила суд (с учетом отказа от исковых требований в части принятия отказа от исполнения договора купли-продажи пылесоса-парогенератора "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" и взыскания с ООО "Цептер Интернациональ" в её пользу уплаченной за товар с недостатком денежной суммы в размере 68 449,66 рублей в связи с добровольным удовлетворением ответчиком указанных требований) взыскать с ООО "Цептер Интернациональ" неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки исполнения ее требований по претензии за период с 21.12.2013 года по день вынесения решения суда, расходы по оплате экспертизы - 7 725 рублей, компенсацию морального вреда - 5 000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом, в пользу истца.
Судом первой инстанции постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Цептер Интернациональ" просило решение суда отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют нарушения прав Степановой М.П. как потребителя, поскольку истцом не представлено доказательств обращения к ответчику по истечении гарантийного срока, а также указало, что задержка возврата денежных средств вызвана действиями Степановой М.П., своевременно не представившей банковских реквизитов для возврата денег.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ст.469 ГК РФ, п.1 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона "О защите прав потребителей" при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.03.2012 года между Степановой М.П. и ООО "Цептер Интернациональ" заключен договор купли-продажи пылесоса-парогенератора "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" стоимостью 68 449,66 рублей. Оплата товара произведена истцом в полном размере.
Как следует из товарной накладной, пылесос-парогенератор был передан Степановой М.П. со склада продавца 25.04.2012 года.
Гарантийный срок, установленный на товар изготовителем, составляет 12 месяцев.
Судом установлено, что в течение гарантийного срока в процессе эксплуатации пылесос-парогенератор "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" дважды находился в гарантийном ремонте: с 14 ноября по 14 декабря 2012 года, с 18 января по 14 февраля 2013 года с недостатком: выход из строя фиксатора крышки выходного фильтра; нагрев корпуса в районе нахождения крышки; гул при работе. В обоих случаях в товаре производилась замена крышки выходного фильтра PWC-700-127.
Как следует из материалов дела, 18.01.2013 года при повторном обращении Степанова М.П. просила заменить некачественный товар на новый либо возвратить уплаченные денежные средства.
Однако, ответчик вновь произвел замену крышки выходного фильтра PWC-700-127 пылесоса-парогенератора, не установив при этом причину повторного появления данного дефекта и не приняв мер к его устранению.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар цены. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатком. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В силу ч.5 ст.18 указанной статьи продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 вышеназванного Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п.6 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии со ст.22 вышеуказанного Закона требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
На основании статьи 13 указанного Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
Пунктом 1 ст.23 данного Закона предусмотрено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Из материалов дела следует, что в июле 2013 года в пылесосе-парогенераторе "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" вновь вышел из строя и деформировался фиксатор крышки выходного фильтра, что послужило поводом для обращения Степановой М.П. к ответчику. Однако, в устранении недостатков товара истцу было отказано по причине истечения установленного на него гарантийного срока.
Для установления наличия либо отсутствия дефектов в приобретенном товаре и причин их возникновения истец вынужден был обратиться в А.
Согласно акту экспертизы N11/35 Сзр пылесос-парогенератор "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" серии 32580 имеет механическую деформацию основной верхней крышки корпуса и фильтра из полиэстера, образовавшуюся в результате перегрева электродвигателя по причине скрытого, значительного дефекта производственного характера. Данные дефекты существенно влияют на использование продукции по основному функциональному назначению (п.п.1.1 и 2.1 ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения"; п.п.42 и 44 ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения"), поскольку приводят к самопроизвольному отсоединению крышки выходного фильтра PWC-700-127 и фильтра из полиэстера от корпуса во время эксплуатации пылесоса-парогенератора, пылесос-парогенератор является неисправным по причине потери своей функциональности. Оснований не доверять указанному акту экспертизы у суда первой инстанции не имелось, ответчиком оно не оспаривалось. Стоимость проведения экспертизы составила 7 500 рублей.
10.12.2013 года истцом в адрес ответчика была направлена претензия с приложением акта экспертизы А, в которой истец отказывался от исполнения договора купли-продажи, требовал в установленный действующим законодательством срок возвратить уплаченные за товар денежные средства в размере 68 449,66 рублей, а также возместить убытки за проведение экспертизы в размере в сумме 7 725 рублей.
Согласно ответу ООО "Цептер Интернациональ" от 18.12.2013 года истцу отказано в удовлетворении требования о возмещении стоимости экспертизы и предложено передать товар с недостатками по месту покупки для решения вопроса возврата стоимости товара, а также представить документы, необходимые для возврата стоимости товара: заявление покупателя; экземпляр договора покупателя; документы, подтверждающие факт оплаты (при их наличии); счет-накладная; накладная на возврат товара на склад компании; банковские реквизиты для осуществления возврата денежных средств покупателю.
Судом установлено, что 25.12.2013 года Степанова М.П. предоставила в ООО "Цептер Интернациональ" свои банковские реквизиты, но товар не возвратила, ожидая возврата ей уплаченных за товар денежных средств.
14.01.2014 года Степанова М.П., повторно получив от ответчика письмо с предложением передать товар с недостатками на склад представительства ООО "Цептер Интернациональ" в г.Сызрань, передала пылесос-парогенератор "ZEPTER TUTTOLUXO 6S PWS-70" продавцу.
Уплаченная истцом за товар денежная сумма была возвращена ответчиком только после обращения Степановой М.П. в суд с настоящим иском, перечислив 03.02.2014 года денежные средства в размере 68 449,66 рублей, что подтверждается платежным поручением N7730.
В связи с тем, что истцу продан товар ненадлежащего качества, т.к. в течении гарантийного срока дважды находился в ремонте с одним и тем же недостатком, при этом ответчик не установил причину повторного появления дефекта пылесоса-парогенератора и не принял никаких мер к их устранению, по истечении гарантийного срока дефект в товаре вновь проявился, но ООО "Цептер Интернациональ" отказало в устранении, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Степановой М.П. в части взыскания неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возмещении убытков, причиненных продажей товара ненадлежащего качества, расходов по оплате экспертизы.
На основании ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд обоснованно по требованию потребителя взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, поскольку факт нарушения прав потребителя в результате виновных действий продавца нашел свое подтверждение. При определении размера компенсации учтены характер и степень причиненных истцу страданий, фактические обстоятельства данного дела, степень вины причинителя вреда.
Кроме того, судом правомерно взыскан штраф в пользу потребителя на основании п.6 ст.13 вышеназванного Закона, т.к. потребитель обращался в досудебном порядке к продавцу с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за некачественный товар стоимости товара, однако в добровольном порядке данное требование продавцом не было удовлетворено.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от "12" февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Цептер Интернациональ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.