Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Кребеля М.В.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе Митюшкиной Т. Ф. на решение Шегарского районного суда Томской области от 26.12.2013
дело по иску Митюшкиной Т. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шегарском районе Томской области о включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения истца Митюшкиной Т.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Ермоловича Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митюшкина Т.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Шегарском районе Томской области, в котором с учетом уточнений требований просила включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы в должности патронажной медицинской сестры с 04.06.1984 по 25.03.1986, с 01.10.1987 по 30.09.1993 - 7 лет 9 месяцев 20 дней (в льготном исчислении - 9 лет 9 месяцев 3 дня) и с 15.10.1997 по 01.11.1999 в должности инструктора по лечебной физкультуре - 2 года 15 дней (в льготном исчислении - 2 года 6 месяцев 18 дней); включить в специальный трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с 01.02.1999 по 27.02.1999 (27 дней, в льготном исчислении - 1 месяц 4 дня), с 04.11.2004 по 30.11.2004 (27 дней, в льготном исчислении - 1 месяц 4 дня), с 16.11.2009 по 11.12.2009 (26 дней, в льготном исчислении - 1 месяц 3 дня), а всего в льготном исчислении - 3 месяца 11 дней; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения 17.04.2013.
В обоснование указала, что в период с 04.06.1984 по 25.03.1986 и с 01.10.1987 по 30.09.1993 она работала патронажной медицинской сестрой в детских дошкольных учреждениях Казахстана; в период с 15.10.1997 по 01.11.2003 работала в Доме-интернате /__/ в должности инструктора лечебной физкультуры. Решением ГУ - УПФР в Шегарском районе Томской области N 43 от 24.04.2013 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку работа в должности патронажной медицинской сестры проходила в учреждениях, не относящихся к учреждениям здравоохранения, а должность инструктора лечебной физкультуры не предусмотрена Списками. Полагала отказ ответчика необоснованным.
В судебном заседании истец Митюшкина Т.Ф. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Ермолович Д.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Обжалуемым решением на основании ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18,19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 7, подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, Перечня учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" иск удовлетворен частично, на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Митюшкиной Т.Ф., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении периоды работы с 04.06.1984 по 25.03.1986, с 01.10.1987 по 30.09.1993 в должности патронажной медицинской сестры в детских дошкольных учреждениях, периоды повышения квалификации с 04.10.2004 по 30.10.2004, с 06.11.2009 по 11.12.2009. В удовлетворении иска в части требований о включении в специальный стаж периода работы с 15.10.1997 по 01.11.1999 в должности инструктора по лечебной физкультуре и периода повышения квалификации с 01.02.1999 по 27.02.1999, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения отказано.
В апелляционной жалобе истец Митюшкина Т.Ф. просит решение суда изменить, удовлетворив ее исковые требования в полном объеме. Указывает, что в Списке профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, не оговорены конкретные учреждения, относящиеся к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим, в связи с чем для назначения досрочной трудовой пенсии необходима работа в должности среднего медицинского персонала и в учреждении, оказывающем медицинские услуги. Отмечает, что дом-интернат для престарелых и инвалидов /__/ осуществляет медицинскую деятельность, должность инструктора лечебной физкультуры относится к среднему медицинскому персоналу, однако суд первой инстанции не учел данные обстоятельства и необоснованно отказал в иске в части включения периода работы с 15.10.1997 по 01.11.1999 в специальный трудовой стаж. По тем же основаниям полагает подлежащим зачету в стаж лечебной деятельности и период повышения квалификации с 01.02.1999 по 27.02.1999.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - УПФР в Шегарском районе Томской области Щукина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не нашла.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (чч. 1, 2 ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П).
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось в ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что решением ГУ - УПФР в Шегарском районе от 24.04.2013 N 43 Митюшкиной Т.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа лечебной деятельности. При этом истцу засчитаны в стаж, дающий право на пенсию по подп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды лечебной деятельности общей продолжительностью 16 лет 05 месяцев 18 дней. Во включении периодов работы Митюшкиной Т.Ф. с 01.10.1987 по 30.06.1992, с 01.07.1992 по 18.08.1994 в должности медицинской сестры, с 15.10.1997 по 01.11.1999 в должности инструктора по лечебной физкультуре и периодов обучения на курсах повышения квалификации с 04.11.2004 по 30.11.2004, с 16.11.2009 по 11.12.2009 в специальный стаж пенсионным органом отказано.
Проанализировав нормы пенсионного законодательства и представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности патронажной медицинской сестры в детских дошкольных учреждениях и периодов обучения на курсах повышения квалификации с 04.11.2004 по 30.11.2004, с 16.11.2009 по 11.12.2009.
Принимая во внимание, что указанные выводы суда в апелляционной жалобе под сомнение не ставятся, судебная коллегия не дает оценки решению суда в данной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Митюшкиной Т.Ф. о включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы в должности инструктора по лечебной физкультуре, назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения, суд первой инстанции исходил из того, что дом-интернат для престарелых и инвалидов /__/ не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, в связи с чем работа в данном учреждении в должности инструктора по лечебной физкультуре с 15.10.1997 по 01.11.1999, а также период повышения квалификации с 01.02.1999 по 27.02.1999 не подлежит включению в специальный стаж.
Данные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и подтверждаются материалами дела. Оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, в силу действующего на момент работы истца в должности инструктора по лечебной физкультуре (инструктора ЛФК) Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно справке ОГАУ "Дом-интернат для престарелых и инвалидов /__/ от 20.12.2013 N 1565, ответу на судебный запрос от 23.12.2013 N 1575 в соответствии со штатным расписанием дома-интерната /__/ в спорный период инструктор ЛФК относился к среднему медицинскому персоналу.
Между тем приказом Минсоцзащиты Российской Федерации от 23.03.1995 N60 "Об утверждении номенклатуры учреждений (подразделений) социальной защиты населения" дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов отнесен к учреждениям (подразделениям) социальной защиты населения.
Из Устава государственного стационарного учреждения обслуживания системы социальной защиты населения дома-интерната для престарелых и инвалидов /__/ в редакции от 19.06.1995 и от 02.09.1998, ответа учреждения на судебный запрос от 23.12.2013 N 1575 следует, что в указанный период дом-интернат являлся медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного проживания престарелых граждан, инвалидов 1-2 групп, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и реабилитационных услугах. Учреждение находилось в ведении Управления социальной защиты населения Томской областной администрации.
При этом в перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.1992 N 301, от 03.11.1999 N 395 и от 06.08.2013 N 529н, дома-интернаты для престарелых и инвалидов не включены.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что в период работы истца с 15.10.1997 по 01.11.1999 в доме-интернате для престарелых и инвалидов /__/ в должности инструктора ЛФК, относящейся к среднему медицинскому персоналу, указанное учреждение не являлось лечебно-профилактическим либо санитарно-эпидемиологическим учреждением, работа по охране здоровья населения в которых дает право на назначение досрочной пенсии в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Кроме того, суд правильно указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в который должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.
В соответствии с предоставленными полномочиями 29.10.2002 Правительство Российской Федерации постановлением N 781 также утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в п. 31 раздела "Наименование учреждений" данного Списка предусмотрено учреждение социального обслуживания - дом-интернат для престарелых и инвалидов, однако в раздел "Наименование должностей" должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в соответствии с указанными Списками с 01.11.1999 работа в должности инструктора по лечебной физкультуре также не дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, является обоснованным.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
При этом суд не вправе выходить за пределы установленных Правительством Российской Федерации должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шегарского районного суда Томской области от 26.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Митюшкиной Т. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.