Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания Мавлододовой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шовгенова И.Ш. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике", Управлению труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района о признании незаконными действий Главного бюро медико-социальной экспертизы, связанных с установлением причины инвалидности, признании недействительной справки, обязании определить группу и причину инвалидности,
по апелляционной жалобе Шовгенова И.Ш. на решение Прикубанского районного суда КЧР от 24 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., объяснения представителя Шовгенова И.Ш. - Яблоковой А.Д., возражения представителя ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР" - Байрамукова К.Д., возражения представителя Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района КЧР - Эскиндаровой Е.Х., мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шовгенов И.Ш. обратился в Прикубанский районный суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике", Управлению труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района. В исковом заявлении Шовгенов И.Ш. просил суд признать действия Главного бюро Медико-Социальной экспертизы по КЧР, связанные с установлением инвалидности Шовгенову И.Ш. по "общему заболеванию" - незаконными; просил признать недействительной справку МСЭ серии МСЭ-2011 N ... от 24.10.2012; обязать главное бюро Медико-Социальной экспертизы по КЧР определить Шовгенову И.Ш. причину инвалидности как "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС", а также определить степень утраты профессиональной трудоспособности.
В исковом заявлении указано, что истец обратился к ответчику в 2012 году для прохождения медико-социальной экспертизы. Ответчику было известно то, что Шовгенов И.Ш. является ликвидатором последствий на ЧАЭС, поскольку имелись соответствующие документы. Истец полагает, что имеющиеся у него болезни (энцефалопатия и рак кожи) непосредственно связаны с его участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Со ссылкой на указания Министерства социальной защиты населения РФ от 11.09.1992 N1-76-У и от 31.8.1993 N1-40-У истец считает, что причинная связь между его заболеваниями и ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС должна быть установлена ФГУ "Главное бюро МСЭ по КЧР" в безусловном порядке, без заключения межведомственного экспертного совета и ВВК.
В судебном заседании представитель истца, поддержал заявленные требования в полном объеме, просил исковое заявление удовлетворить.
Представитель ФГУ "Главное бюро МСЭ по КЧР" против заявленных требований возразил, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления труда и социального развития администрации Абазинского района оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.
Прокурор в своем заключении просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, считая их незаконными и необоснованными.
Решением Прикубанского районного суда КЧР от 24.12.2013 в удовлетворении искового заявления Шовгенова И.Ш. отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе указано, что судом неправильно истолкован Закон подлежащий применению при рассмотрении спора, поскольку при освидетельствовании Шовгенова И.Ш. и при указании и причины инвалидности. Медико-социальная экспертная комиссия должна была руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 04.11.2004 N592, а также Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 11.09.1992 N1-76-У и от 31.8.1993 N1-40-У. Кроме того, истец считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. На основании изложенного Шовгенов И.Ш. просит решение Прикубанского районного суда КЧР от 24.12.2013 отменить, исковые требования удовлетворить.
Возражения на апелляционную жалобу сторонами не представлены.
Шовгенов И.Ш. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Шовгенова И.Ш. в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда от 24.12.2013 отменить.
Представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР" в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы. Указал, что действующим законодательством запрещено определение причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке при отсутствии заключения военно-врачебной комиссии или межведомственного экспертного совета. Просил оставить решение суда от 24.12.2013 без изменения, апелляционную жалобу Шовгенова И.Ш. без удовлетворения.
Представитель Управления труда и социального развития администрации Абазинского муниципального района оставила вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Прокурор, выражая свое мнение по апелляционной жалобе, указал, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение следует оставить без изменения.
В соответствии с требованиями ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Шовгенова И.Ш.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 17.10.2012 Шовгенову И.Ш. была повторно установлена 2 группа инвалидности, с указанием причины инвалидности - общее заболевание. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд. В своем исковом заявлении истец указывал, что ему поставлено множество диагнозов - рак кожи, изменение биоэлектрической активности общемозгового характера, признаки ирритации медиобазальных структур головного мозга, ретроцеребральная киста головного мозга, микролиты почек, паренхиоматозная киста левой почки и т.д. Истец считает, что выявленные заболевания и инвалидность связаны с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Со ссылкой на указания Министерства социальной защиты населения РФ от 11.09.1992 N1-76-У и от 31.8.1993 N1-40-У истец полагает, что причинная связь между его заболеваниями и ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС должна быть установлена ФГУ "Главное бюро МСЭ по КЧР" в безусловном порядке, без заключения межведомственного экспертного совета и ВВК.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции установил, что Шовгенов И.Ш. с 05 мая 1988 года по 18 июня 1988 года принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии в 30 километровой зоне Чернобыльской АЭС (доза облучения - 0,5 бэр). Данное обстоятельство подтверждается учетной карточкой военнослужащего, справкой военного комиссара Прикубанского района КЧР, военным билетом Шовгенова И.Ш., удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено, что 16.10.2012 Шовгенов И.Ш. был направлен на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. В качестве диагноза основного заболевания медицинским учреждением была установлена дисциркуляторная энцефалопатия 2-3 степени сложного генеза, в том числе постлучевого. Кроме того, сопутствующими заболеваниями в направлении на медико-социальную экспертизу указаны - стенокардия напряжения, остеохндроз позвоночника, ангиопатия сетчатки, артроз. Еще одним диагностированным заболеванием Шовгенова И.Ш. в направлении на медико-социальную экспертизу указано новообразование в правой височной области.
Согласно требованиям пунктов 24 и 25 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Согласно п.2 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
В силу п.12 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N17 (ред. от 29.04.2005) "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 11.09.1992 N1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации выполнявшихся работ;
лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения.
Документом, подтверждающим вышеуказанные обстоятельства, является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
На момент издания приведенных выше Указаний действовала редакция ч.10 ст.24 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (до редакции, принятой Федеральным законом от 24.11.1995 N179-ФЗ) которая гласила, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.
Таким образом, до изменения названного Закона ВТЭК в отношении указанных в ней граждан устанавливали инвалидность связанной с выполнением работ по ликвидации последствий аварии в безусловном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Шовгенову И.Ш. ранее никогда не устанавливалась инвалидность с указанием причины инвалидности "заболевание полученное при исполнении своих обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС" или с указанием другой причины, связанной с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Освидетельствование в межведомственном экспертном совете и военно-врачебной комиссии он также не проходил.
Согласно положениям ч.7 ст.24 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть десятая изложена в следующей редакции: "Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется Правительством Российской Федерации".
Таким образом, законодатель определил, что установление причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется только межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также исключил возможность определения причины инвалидности связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах и военно-врачебных комиссиях.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать соответствующую причину инвалидности является правомерным. Доводы истца о том, что Указание Минсоцзащиты РФ от 11.09.1992 N1-76-У "О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы" сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению судебная коллегия отклоняет, поскольку, как было указано выше, Законом РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в настоящее время установлен иной порядок определения причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
Довод о том, что болезнь истца (рак кожи) входит в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и у истца отсутствовала необходимость в установлении причины заболевания в межведомственном экспертном совете, поскольку она подлежала установлению в безусловном порядке, судебной коллегией не принимается по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, у ответчика, на момент установления инвалидности Шовгенову И.Ш. с указанием причин инвалидности "общее заболевание", отсутствовало право на определение причинной связи между заболеванием и его работой по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В п.14 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" указано, что при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
По результатам прохождения медико-социальной экспертизы истцу установлена 2 группа инвалидности с указанием причины заболевания - "общее заболевание". Наличие болезни (в рассматриваемом случае - рак кожи), включенной в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в рамках действующего законодательства не является безусловным основанием для определения причинной связи заболевания с последствиями ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Поскольку истец при прохождении медико-социальной экспертизы не представил ответчику заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии, подтверждающие причинную связь заболевания и инвалидности истца с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, у ответчика отсутствовала возможность для указания иных причин инвалидности истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шовгенова И.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.