Верховного Суда Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи - Солоповой И.В.,
судей - Красиковой О.Е., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - Романовой В.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Турочакский район" Самохваловой В.Г. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 26 декабря 2013 года, которым
в удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Турочакский район" об освобождении администрации муниципального образования "Турочакский район" от взыскания исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей, наложенного в рамках исполнительного производства N N, отказано.
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "Турочакский район" обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей, наложенного в рамках исполнительного производства N N, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Верховным Судом Республики Алтай. Требования мотивированы тем, что на основании исполнительного листа по делу N 33-816 судебным приставом-исполнителем Турочакского РОСП УФССП по Республике Алтай "дата" года возбуждено исполнительное производство об обязании администрации МО "Турочакский район" организовать утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов с земельных участков - в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск, с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера. Взыскателем является Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура. Судебным приставом-исполнителем установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения администрацией МО "Турочакский район" содержащихся в исполнительном листе требований. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай по делу N 33-816 от 26.09.2012 года обязанность по сбору и вывозу незаконно складированных бытовых отходов с указанных в исполнительном документе участков возложена на администрацию Турочакского сельского поселения, на администрацию района возложена обязанность по их утилизации и переработке. До настоящего времени администрацией Турочакского сельского поселения твердые бытовые отходы не собраны и не вывезены на полигон для осуществления утилизации. Таким образом, у администрации МО "Турочакский район" отсутствовала объективная возможность утилизировать не вывезенные с участков отходы. "дата" года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации МО "Турочакский район" исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей. Считает, что администрация МО "Турочакский район" должна быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по п. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", так как отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении требований просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО "Турочакский район" Самохвалова В.Г. В обоснование жалобы указывает, что обязанность по сбору и вывозу незаконно складированных бытовых отходов с указанных в исполнительном документе участков возложена на администрацию Турочакского сельского поселения, на администрацию района возложена обязанность по их утилизации и переработке. До настоящего времени администрацией Турочакского сельского поселения твердые бытовые отходы не собраны и не вывезены на полигон для осуществления утилизации. Таким образом, у администрации МО "Турочакский район" отсутствовала объективная возможность утилизировать и переработать не вывезенные с участков отходы. Кроме того, сбор и вывоз бытовых отходов относится к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года. Поскольку согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается, то у администрации МО "Турочакский район" отсутствовала объективная возможность понудить сельское поселение к исполнению решения суда собрать и вывезти отходы. Таким образом, неисполнение исполнительного документа в срок вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля администрации района. В связи с этим обязанность соблюдения степени заботливости и осмотрительности может возникнуть у администрации района только при исполнении своей части исполнительного документа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу апелляционным определением Апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай по делу N 33-816 от 26.09.2012 года на администрацию МО "Турочакский район" возложена обязанность организовать утилизацию и переработку незаконно складированных твердых бытовых отходов с земельных участков - в отработанном карьере между 72-73 километрами автодороги Артыбаш-Бийск, с восточной стороны с. Турочак вдоль линии ЛЭП на расстоянии 5 метров по обеим сторонам линии и на протяжении 4 километров до урочища Лебедское очагового характера.
"дата" года на основании указанного выше апелляционного определения Верховным Судом Республики Алтай выдан исполнительный лист серии ВС N N, который принят на исполнение в Турочакский РОСП УФССП по Республике Алтай.
"дата" года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N N в отношении администрации МО "Турочакский район", которым должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа и вынесено предупреждение о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок.
"дата" года судебный пристав-исполнитель Турочакского РОСП УФССП по Республике Алтай Артемьева О.В. вынесла постановление о взыскании с должника - администрации МО "Турочакский район" исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей, в связи с отсутствием уважительных причин для неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Нормой ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрены основания и порядок установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора, являющегося денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 7 ст. 112 указанного Закона, ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии его вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался нормами ФЗ от 02.10.2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ, и пришел к обоснованному выводу, что заявителем не были представлены доказательства наличия уважительных причин несвоевременного исполнения судебного постановления по настоящему делу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Учитывая длительный период неисполнения судебного постановления, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, срок неисполнения требований исполнительного документа, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, апелляционная коллегия полагает, что к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии вины должника, не могут быть отнесены доводы, указанные администрацией МО "Турочакский район" в заявлении об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В связи с недоказанностью истцом наличия уважительных причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа, наличия чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 401 ГК РФ, законные основания для удовлетворения требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора у суда отсутствовали.
Доводы жалобы о том, что сначала администрация Турочакского сельского поселения должна организовать сбор и вывоз незаконно складированных твердых бытовых отходов, а потом уже администрация МО "Турочакский район" организует утилизацию и переработку указанных отходов, не могут служить основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку указанные обстоятельства не относятся к числу обстоятельств, предусмотренных ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с которыми законодатель связывает возможность не наложения на должника исполнительского сбора. Обязательства администрации МО "Турочакский район" по утилизации и переработки отходов предусмотрены федеральным законодательством и направлены на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.
Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального процессуального права, в связи с чем установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Турочакский район" Самохваловой В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий - Солопова И.В., Судьи - Красикова О.Е., Сарбашев В.Б.
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.