Верховного Суда Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Володиной Е.С.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.П.Л. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 декабря 2013 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований К.П.Л. к Майминскому районному потребительскому обществу о признании распоряжения N12 от "дата" об увольнении К.П.Л. незаконным, признании записи в трудовой книжке N8 об увольнении по п.7 ст. 81 ТК РФ недействительной, восстановлении в должности продавца, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 03 июня 2013 года по настоящее время, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" в результате незаконного увольнения.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.П.Л ... обратилась в суд с иском к Майминскому РАЙПО о признании приказа, записи в трудовой книжке об увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, обосновав исковые требования следующим. Начиная, с 31.07.2012г. истец работала в магазине Майминского РАЙПО в должности продавца, с ней был заключен трудовой договор и договор о полной материальной ответственности. "дата". в магазине проведена инвентаризация в ходе которой выявлена недостача, а "дата". на основании распоряжения N 12 истец была уволена по п.7 ст.81 ТК РФ. К.П.Л. указывает, что увольнение ее незаконно, поскольку она принималась на работу продавцом, а оспариваемым приказом уволена с должности заведующей магазином N N, в то время как штатным расписанием Майминского РАЙПО в магазине N N предусмотрено две единицы продавцов. Увольнение по п.7 ст.81 ТК РФ возможно в отношении работников непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали бы работодателю основание для утраты доверия к ним. Инвентаризация проведена с грубыми нарушениями, истец не была согласна с ее результатами, недостача не подтверждена. Поскольку работник, уволенный без законного основания, подлежит восстановлению на прежней работе, а в порядке ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику неполученный заработок, К.П.Л. обратилась в суд.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе К.П.Л. указывая, что уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд является обращение истца в Трудовую инспекцию Республики Алтай с жалобой на незаконное увольнение. Полагает, что течение срока для обращения в суд, подлежит исчислению с "дата" года, то есть с момента вынесения Главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Республике Алтай решения об исключении из предписания N N от "дата" обязанности Майминского РАЙПО отменить распоряжение N N от "дата" года об увольнении К.П.Л. Суд необоснованно не принял во внимание, что решение Майминского районного суда об отказе в удовлетворении требования Майминского РАЙПО о взыскании с К.П.Л ... недостачи, явилось основным доказательством о незаконном увольнении истца и послужило основанием для обращения в суд.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы представитель Майминского РАЙПО Ч.Г.А. полагает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав К.П.Л. поддержавшую жалобу, представителя Майминского РАЙПО Ш.А.В. возражавшего по доводам жалобы, прокурора К.Л.В.., полагавшую решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в срок, установленный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке (часть 3).
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации" разъяснено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Данный перечень, будучи примерным, ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска установленного срока обращения в суд. Соответственно, часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные процессуальные сроки, во взаимосвязи с частью первой той же статьи и другими положениями данного Кодекса, предполагает, что суд, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении.
Материалами дела установлено, что К.П.Л ... в период с "дата" года по "дата" состояла в трудовых отношениях с Майминским РАЙПО.
Распоряжением работодателя N N от "дата" года истец уволена с "дата" года по п.7 ст. 81 ТК РФ.
С распоряжением о прекращении трудового договора от 03.06.2013 года К.П.Л. ознакомиться отказалась, о чем "дата" года составлен соответствующий акт.
Почтовое уведомление о необходимости получения трудовой книжки истице вручено 29.06.2013 года.
Актом проверки Государственной инспекции труда в Республике Алтай N N от "дата" на Майминское РАЙПО возложена обязанность отменить распоряжение N N от "дата" года об увольнении К.П.Л.
Решением Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Республике Алтай от 30.08.2013 года из предписания N N от "дата" года исключен пункт 1 об отмене распоряжения Майминского РАЙПО N N от "дата" об увольнении К.П.Л. как изданное с нарушением требований ст. 193 ТК РФ.
Из содержания обжалуемого судебного решения и материалов дела усматривается, что на основании совокупности исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.П.Л. имела возможность обратиться в суд с требованиями о проверке законности прекращения с ней трудовых отношений в июне 2013 г., однако исковое заявление о восстановлении трудовых прав подано в суд только "дата"
Обстоятельства, связанные с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением спора о восстановлении на работе, послужили основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование уважительности пропуска установленного законом срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав истец указала на обращение за разрешением трудового спора в Государственную инспекцию труда, в связи с чем вопрос о пропуске ей срока обращения за судебной защитой следует разрешать с учетом данных обстоятельств.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что приведенные истцом причины пропуска срока обращения в суд при установленных данных не могут служить основанием для признания срока пропущенным по уважительным причинам, поскольку, как правильно указал суд, обращение истца в Государственную трудовую инспекцию не лишало истца возможности своевременного обращения в суд.
Принимая во внимание, что данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска указанного срока, суду не представлено и в материалах дела не имеется, апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции о признании заявленных требований не подлежащими удовлетворению, так как пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для принятия судом указанного решения без исследования иных обстоятельств по делу.
Не может служить основанием для отмены решения довод жалобы о том, что срок давности необходимо исчислять с даты вынесения решения суда об отказе в удовлетворении иска Майминского РАЙПО о взыскании недостачи с К., поскольку действующее законодательство однозначно определяет начало течения срока давности по спорам об увольнении.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.П.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова,
Судьи - Е.А. Кокшарова, А.О. Имансакипова,
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.