Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 05 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А и судей коллегии Ихисеевой М.В., Булгытовой С.В, при секретаре Григорьевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 26 марта 2014г. делопо апелляционной жалобе О МВД РФ по Джидинскому району на решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 22 января 2014г., которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Джидинского района РБ удовлетворить.
Обязать отдел МВД РФ по Джидинскому району РБ в срок до 01 апреля 2014 года укомплектовать служебные автомобили отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения полиции по Джидинскому району:
ВАЗ-211540, регистрационный знак ... ,
ВАЗ-21121, регистрационный знак ... ,
ВАЗ-211540, регистрационный знак ... ,
ВАЗ-21121, регистрационный знак ... , изделиями медицинского назначения и иными средствами в соответствии с перечнем, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 августа 2011 года N905н.
Заслушав доклад председательствующего Урмаевой Т.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей О МВД РФ по Джидинскому району Туробова С.В., прокурора Болдоеву Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Джидинского района предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ответчика в срок до 1 апреля 2014 года по укомплектованию служебных автомобилей отделения ГИБДД отделения полиции по Джидинскому району изделиями медицинского назначения и иными средствами в соответствии с перечнем, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N905н от 10 августа 2011 года. Правовым обоснованием заявленных требований прокурор указал статью 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; часть3 статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в соответствии которой, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, медицинская помощь на месте ДТП и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение; пункт "и" ч.11 Указа Президента РФ от 15.06.1998N711 (в ред. от 27.10.2011г) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", согласно которого на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению на месте ДТП неотложных действий по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством РФ первой доврачебной помощи пострадавшим.
Кроме того, прокурор ссылался и на статью 18 Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Хулугуров Ю.Н. просил удовлетворить заявленные требования и пояснял, что обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц на получение необходимой помощи, так как отсутствие необходимых изделий медицинского назначения в укладках служебных автомобилей ГИБДД в случае ДТП способно повлечь беспомощность сотрудников ГИБДД, жертвы среди людей и иные тяжкие последствия.
Представитель ответчика Надмитов Ч.Ю. возражал в удовлетворении иска.
Возражая по иску, считал, что укомплектование автомобилей не входит в обязанности ответчика, является обязанностью МВД РФ либо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, либо другого органа.
Районный суд удовлетворил иск, с чем не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на незаконность и необоснованность принятого решения. По мнению заявителя жалобы, судом применены нормы закона, которые не позволяют возлагать обязанность на отделы Министерства внутренних дел РФ по укомплектованию служебных автомашин изделиями медицинского назначения для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД МВД РФ. Ссылаясь на пункт 83 главы 7 Порядка организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций, Регламент внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации, автор жалобы считает, что разрешение указанного вопроса не находится в компетенции ответчика, возможно его разрешение лишь при наличии на то приказа со стороны МВД РФ и МВД по РБ, предоставления на указанные цели финансовых средств.
Кроме этого, представитель указывает на то, что по запросу начальника Центра финансового обеспечения МВД по Республике Бурятия в ФКУ "Восточно-Сибирское Окружное Управление материально-технического снабжения МВД России" о выделении финансирования для указанных средств, получен ответ о невозможности их обеспечения ввиду отсутствия средств. Полагает, что суду следовало привлечь к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации - участника бюджетного процесса на федеральном уровне.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на приведенные нормы права, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований прокурора.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, которые сводятся к несогласию с решением ввиду неверного определения ответчика по данному делу и отсутствия финансовых средств у ответчика, заявлялись ответчиком в суде первой инстанции и фактически получили надлежащую оценку суда.
Апелляционная инстанция полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N905н от 10.08.2011г. утверждены "Требования к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД МВД Российской Федерации".
В соответствии с п. 81 Приложения N5 к Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах", Минздравсоцразвития Российской Федерации является ответственным за внедрение специальных медицинских укладок для оснащения патрульных автомобилей и стационарных постов ДПС ГИБДД. Государственным заказчиком - координатором программы выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое осуществляет управление реализацией данной Программы.
В соответствии с п. "и" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 - на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе обязанности по осуществлению на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой помощи пострадавшим.
Из изложенного следует, что одной из функций Госавтоинспекции является оказание первой медицинской помощи при ДТП. Соответственно, обязанность по оснащению укладок необходимыми материалами и оборудованием, согласно нормативам, возлагается на МВД Российской Федерации, как условие реализации возложенных на него полномочий.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации", создание материально-технической базы для органов МВД, в том числе комплектации медицинской укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, в полномочия Минздравсоцразвития Российской Федерации не входит.
Несогласованность Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2011 г. N905н с Министерством внутренних дел РФ не препятствует его реализации и не является основанием для его неисполнения.
В силу п.п. 63 п. 12 Положения о МВД РФ, утвержденного указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, к полномочиям МВД России относится осуществление функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Довод жалобы о необходимости привлечения к участию в деле соответствующих Министерств, как участников бюджетного процесса на федеральном уровне - не может быть принят во внимание, поскольку обязанность по исполнению требований, заявленных прокурором, лежит на отделе Министерства внутренних дел РФ по Джидинскому району.
Отсутствие достаточных финансовых средств обеспечения отделения ГИБДД по Джидинскому району РБ не освобождает ответчика от обязанности укомплектовать автомобили необходимыми медицинскими укладками.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Однако, судебная коллегия, учитывая, что срок исполнения возложенной судом обязанности на ответчика, установленный до 01 апреля 2014 г., истекает, полагает необходимым изменить решение в указанной части, установив срок исполнения решения суда до 01 сентября 2014 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джидинского районного суда Республики Бурятия от 22 января 2014г. изменить в части указания срока исполнения обязанности по комплектации служебных автомобилей отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения отделения полиции по Джидинскому району изделиями медицинского назначения и иными средствами в соответствии с перечнем, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 августа 2011 года N905н.
Установить срок до 01 сентября 2014 г.
В остальной части решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: М.В. Ихисеева
С.В. Булгытова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.