Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Поповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "ЖКУ Север" на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 23 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Лоухского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лоухского городского поселения Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "ЖКУ Север" о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Лоухского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лоухского городского поселения по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения требований Федерального Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998г. "Об отходах производства и потребления", проведённой прокуратурой Лоухского района, установлено, что на открытом участке местности Лоухского городского поселения, в районе домов N по ( ... ) и N по ( ... ) в ( ... ), рядом с мусорными контейнерами находится свалка твёрдых бытовых отходов (негабаритного мусора), сбор и вывоз которого не производится. В связи с чем, ссылаясь на требования Федерального закона РФ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона РФ от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона РФ от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и.о. прокурора Лоухского района просил обязать администрацию Лоухского городского поселения в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку, устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Определением Лоухского районного суда от 08 октября 2013г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКУ Север".
Определением Лоухского районного суда от 23 октября 2013г. общество с ограниченной ответственностью "ЖКУ Север" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 23 декабря 2013г. иск прокурора Лоухского района удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "ЖКУ Север" ликвидировать свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную в районе домов N по ( ... ) и N по ( ... ) в ( ... ) Республики Карелия, в течение 30-ти суток с момента вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований к администрации Лоухского городского поселения Республики Карелия отказал. Также суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ЖКУ Север" в пользу бюджета Лоухского муниципального района Республики Карелия госпошлину в сумме ( ... ) руб.
С решением суда не согласно ООО "ЖКУ Север".
В апелляционной жалобе генеральный директор Б. просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение. Указывает, что согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно приложению N 1 к договору от ХХ.ХХ.ХХг. N 1-ТО, заключенному между администрацией Лоухского городского поселения и ООО "ЖКУ Север", ООО "ЖКУ Север" осуществляет вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) у населения. Пояснениями и.о. обязанности Главы Лоухского городского поселения Ю. в акте проверки исполнения требований федерального законодательства в части уборки твердых бытовых отходов подтверждается, что, ООО "ЖКУ Север" осуществляет вывоз мусора, за исключением крупногабаритного мусора. В судебном заседании администрацией Лоухского городского поселения предоставлена расшифровка тарифа по содержанию и техническому обслуживанию муниципального жилья, в котором отсутствует услуга по вывозу крупногабаритного мусора. Просит учесть, что согласно п. 1 договора N ( ... ), заключенного администрацией Лоухского городского поселения с ООО "ЖКУ ТАССА", общество обязуется по заявке администрации оказывать услуги по вывозу ТКО от уборки территории объекта заказчика и с несанкционированных свалок. Согласно путевому листу от ХХ.ХХ.ХХг. обществом вывезена одна машина не габаритного мусора, что указывает на то, что обязанность по уборке крупногабаритного мусора лежит на администрации Лоухского городского поселения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "ЖКУ Север" не явился, о времени и месте рассмотрения дела общество извещено.
Представитель администрации Лоухского городского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация извещена.
Прокурор В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не согласилась с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Заслушав объяснение прокурора В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан,
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 8 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселений.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 196 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 августа 2013г. прокуратурой Лоухского района Республики Карелия осуществлена проверка в рамках прокурорского надзора по исполнению органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды и Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в результате которой на открытом участке местности Лоухского городского поселения в районе домов N по ( ... ) и N по ( ... ) в ( ... ) в непосредственной близости от мусорных контейнеров обнаружена свалка твердых крупногабаритных бытовых отходов, в том числе, остатков мебели, упаковки, строительного материала, что сторонами не оспаривалось.
Проанализировав нормы действующего законодательства, представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно признал, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Пунктом 2.2.1 договора на содержание и техническое обслуживание муниципального жилого фонда от ХХ.ХХ.ХХг. N 1-ТО, заключенного между администрацией Лоухского городского поселения и ООО "ЖКУ Север", предусмотрена обязанность исполнителя ООО "ЖКУ Север" содержать общее имущество многоквартирных домов в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N 491.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании п. 3.7.15 указанного постановления, крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Учитывая изложенное, установив, что между администрацией Лоухского городского поселения и ООО "ЖКУ Север" заключен договор на содержание и техническое обслуживание муниципального жилого фонда, а также ранее ООО "ЖКУ Север" оказывались данные услуги, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ООО "ЖКУ Север".
Суд правомерно не принял доводы представителя ООО "ЖКУ Север" о том, что вывоз крупногабаритного мусора не включен в действующий тариф, правильно признал, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в соответствии с договором ООО "ЖКУ Север" согласно действующему законодательству приняло на себя обязательства по содержанию жилищного фонда, в том числе придомовой территории.
При этом суд учел, что скопившийся мусор расположен возле контейнерной площадки. Согласно пояснениям представителя ООО "ЖКУ Север" в случае неисправности специальной автомашины, предприятие использует для вывозки мусора грузовой транспорт, оказанную услугу предприятие исполняет в пределах платежей, взыскиваемых с населения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки на данного ответчика.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
В связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Довод жалобы о том, что ООО "ЖКУ Север" является ненадлежащим ответчиком по делу, являлся предметом обсуждения в суде первой инстанции и с учетом имеющихся в деле доказательств правомерно не принят судом.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда.
Иные доводы жалобы также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене судебного постановления, постановленного с учетом норм материального и процессуального права.
Просит учесть, что согласно п. 1 договора N 65, заключенного администрацией Лоухского городского поселения с ООО "ЖКУ ТАССА", общество обязуется по заявке администрации оказывать услуги по вывозу ТКО от уборки территории объекта заказчика и с несанкционированных свалок.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 23 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "ЖКУ Север" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.