Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Стыцюн С.А.
при секретаре Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 декабря 2013 г. по иску прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС" об обязании создать и обеспечить наличие нормативного запаса топлива.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Медвежьегорского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что общество с ограниченной ответственностью "КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС" (в связи с заменой стороны, далее в т.ч. Общество) осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей на территории Медвежьегорского городского поселения и Пиндушского городского поселения, в связи с чем арендует следующие здания котельных: ( ... ) Общество в нарушение Приказа Минэнерго России от 04 сентября 2008 N 66, постановления администрации Медвежьегорского городского поселения от ( ... ) ( ... ), постановления администрации Пиндушского городского поселения от ( ... ) ( ... ) не создало на котельных требуемый общий нормативный запас топлива, в том числе неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива. Данное обстоятельство не дает возможности ответчику обеспечить бесперебойную работу котельных в надлежащем режиме в течение отопительного сезона, что нарушает интересы неопределенного круга лиц. Прокурор просил суд с учетом дополнения исковых требований обязать ответчика создать общий нормативный запас топлива: по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонна угля и ( ... ) тонн мазута; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны мазута; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) куб.м березовой щепы; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонн угля; по котельной "Лумбуши", расположенной по адресу: ( ... ) ( ... ), ( ... ), - ( ... ) кубометров дров; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ) РК, ( ... ), - ( ... ) кубометров дров; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ) РК, ( ... ), - ( ... ) кубометров дров, по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ) РК, ( ... ) - ( ... ) тонн мазута. Также просит обязать ответчика обеспечить постоянное наличие на протяжении всего отопительного сезона ( ... ).г. неснижаемый нормативный запас топлива: на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн мазута и не менее ( ... ) тонн угля, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн мазута, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн угля, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн угля, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн угля, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн угля, на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн угля; на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) тонн мазута.
Прокурор также просил суд обязать ответчика обеспечить наличие неснижаемого эксплуатационного запаса топлива: на котельной ( ... ) - не менее ( ... ) кубометров березовой щепы, на котельной ( ... ) - ( ... ) куб.м дров, на котельной ( ... ) - ( ... ) куб.м дров, на котельной ( ... ) - ( ... ) куб.м дров.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС" создать общие нормативные запасы топлива: по котельной "Центральная", расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля и ( ... ) тонн мазута; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны мазута; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) куб.м. древесных отходов; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной "Первомайская", расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонны угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), - ( ... ) тонн угля; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ), - ( ... ) кубометров дров; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ), - ( ... ) кубометров дров; по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ), - ( ... ) кубометров дров, по котельной ( ... ) расположенной по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ) - ( ... ) тонн мазута. В остальной части иска отказал. Взыскал с Общества в доход бюджета муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" государственную пошлину ( ... ) рублей.
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель ответчика Матвиец Д.С. просит решение суда отменить или изменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. По состоянию на ( ... ) г. параметры нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии находятся на утверждении в Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Отмечает, что федеральное законодательство ограничивает полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения. Считает противоречащим действующему законодательству вывод суда о том, что в случае отсутствия утвержденных нормативов запаса топлива органами государственной власти субъекта Российской Федерации следует принимать нормативы, утвержденные органами местного самоуправления. Отмечает, что постановление администрации Пиндушского городского поселения ( ... ) от ( ... ) определяет необходимость обеспечения нормативного запаса топлива с ( ... ), т.е. срок исполнения обязанности установлен ранее утверждения такой обязанности, данное постановление ответчику не предоставлялось для ознакомления. Не оспаривая необходимость создания нормативных запасов топлива, полагает необходимым придерживаться расчетов и количественных показателей, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Республики Карелия в установленном законом порядке.
В отзыве на жалобу Глава Пиндушского городского поселения Ефимов В.Ф. указывает об отсутствии возражений по жалобе.
В возражениях на жалобу старший помощник прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия Скворцов С.В. указывает на несостоятельность доводов жалобы, считает, что теплоснабжающая организация несет обязанность выработать и представить на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти расчеты нормативов запасов топлива, а после их утверждения несет обязанность создать на соответствующих котельных общий нормативный запас топлива, органы местного самоуправления поселений в отсутствие утвержденных органами государственной власти нормативов запасов топлива, в целях реализации своих полномочий по организации теплоснабжения на территории поселения вправе принимать муниципальные правовые акты, возлагающие на теплоснабжающие организации обязанность создать общий нормативный запас топлива на эксплуатируемых ими котельных в определенном размере. В отношении указанных в иске котельных отсутствуют утвержденные уполномоченным органом государственной власти Республики Карелия нормативы запасов топлива, ответчиком не представлены расчеты нормативов, расчет нормативного запаса топлива, утвержденный указанными муниципальными правовыми актами, не опровергнут. Поскольку не созданы нормативные запасы топлива на котельных Медвежьегорского и Пиндушского поселений, теплоснабжающей организацией допускались нарушения нормативов оказания коммунальных услуг потребителям. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции представитель Общества Егорова Е.А. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Крылов Д.И. относительно доводов жалобы ответчика возражал.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Согласно ст.6 указанного Федерального закона организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. организация в границах поселения теплоснабжения. Согласно частей 1, 3, 4 ст. 7 данного Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ.
В силу ч.1 и ч.5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно подп. "в" п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Согласно п.4.1.1, п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п.п.2,15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно п. 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС" предоставляет услуги по теплоснабжению потребителей на территории Медвежьегорского городского поселения и Пиндушского городского поселения, эксплуатирует указанные выше котельные на основании договоров аренды и субаренды. В отношении данных котельных отсутствуют утвержденные уполномоченным органом нормативы запасов топлива. Доказательств создания на данных котельных общего нормативного запаса топлива в требуемых в соответствии с указанными выше муниципальными актами (постановление администрации Медвежьегорского городского поселения от ( ... ) N ( ... ), постановление администрации Пиндушского городского поселения от ( ... ) N ( ... )) объемах ответчик не представил.
С учетом установленных обстоятельств, приведенного законодательства, судом правомерно на ответчика возложена обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива по указанным котельным в соответствии постановлением администрации Медвежьегорского городского поселения от ( ... ) ( ... ) и постановлением администрации Пиндушского городского поселения от ( ... ) N ( ... ), которые не оспорены, не отменены (доказательств иному не представлено). При этом, суд обосновано исходил из того, что доказательств в опровержение данных для расчета, расчетов по указанным величинам не представлено.
Органы местного самоуправления поселений в отсутствие утвержденных органами государственной власти нормативов запасов топлива, в целях реализации своих полномочий по организации теплоснабжения на территории поселения вправе принимать муниципальные правовые акты, возлагающие на теплоснабжающие организации обязанность создать общий нормативный запас топлива на эксплуатируемых ими котельных в определенном размере. Данное право согласуется с вопросами местного значения поселения и не противоречит законодательству, в связи с чем, принимая во внимание выше изложенное, не могут быть приняты доводы жалобы о том, что уполномоченным органом государственной власти Республики Карелия указанные нормативы не утверждены.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.