Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткулиной Л.З.
судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Поповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика к общества с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис" на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2013 г. по заявлению прокурора Кемского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "ПКС-Сервис", администрации Кемского городского поселения, Кемскому муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" о понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кемского района РК обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "ПКС-Сервис" о понуждении к совершению определенных действий, а именно, обязать ответчика создать нормативный эксплуатационный запас топлива не ниже утвержденного: дизельного топлива - ( ... ) тонн, угля - ( ... ) тонны.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Кемского городского поселения, Кемский МУП "Водоканал".
Определением суда производство по делу в части требований к ООО "ПКС-Сервис" о возложении обязанности по созданию нормативного эксплуатационного запаса дизельного топлива прекращено в связи с отказом прокурора от требований в указанной части.
Решением суда требования прокурора Кемского района РК удовлетворены. На ООО "ПКС-Сервис" возложена обязанность создать нормативный эксплуатационный запас угля в объеме ( ... ) тонны в течение ( ... ) со дня вступления решения в законную силу. С ООО "ПКС-Сервис" в доход бюджета Кемского муниципального района взыскана госпошлина в размере ( ... ).
С таким решением суда ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. В жалобе указывает, что нормативные акты, которые суд положил в основу решения, на момент рассмотрения дела либо утратили силу, либо не распространяли свое действие на спорные правоотношения. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Пунктом 6 указанного постановления признано утратившим силу постановление N 307. Распоряжение N47р-П "О мерах по подготовке объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период 2010/11 года", исходя из его наименования и содержания регулировало отношения, связанные с подготовкой объектов к отопительному сезону в период, когда ООО "ПКС-Сервис" не являлось теплоснабжающей организацией на территории Кемского городского поселения, поскольку обществом впервые получен тариф на тепловую энергию для потребителей Кемского городского поселения лишь с 01.10.2012. Инструкция по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденная приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66, с момента внесения в него приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" изменений не распространяет свое действие на отношения, связанные с производством тепловой энергии. Более того, на момент вынесения оспариваемого судебного акта Инструкция N 66 имеет иное наименование, из которого следует, что сферой его применения является лишь регулирование отношений в сфере создания запасов топлива на тепловых электростанциях.
В возражениях на апелляционную жалобу И.о. прокурора Кемского района РК указал, что указанные в жалобе ответчика правовые акты действительно утратили силу либо не применимы в данном споре. Вместе с тем, те положения, которые были в них закреплены в части обязания теплоснабжающих организаций по созданию нормативных запасов топлива имеются в действующих и применимых к спорным правоотношениям нормативных актах. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Крылов Д.И. с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения. Полагает, что решение суда первой инстанции по существу является законным и обоснованным.
Представитель ООО "ПСК-Сервис" в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени слушания дела извещены.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКС-Сервис" с ( ... ) заключен договор аренды объектов теплоснабжения с МУП "Водоканал" на отопительный период ( ... ) Между Кемским МУП "Водоканал" и ООО "ПКС-Сервис" ( ... ) заключен договор аренды N ( ... ), согласно которому Кемский МУП "Водоканал" расположенные в г. Кемь объекты теплоснабжения передало в пользование ООО "ПКС-Сервис" с целью обеспечения потребителей Кемского городского поселения услугами теплоснабжения, договор заключен на срок до ( ... ).
ООО "ПКС-Сервис" заключен договор с ( ... ) N ( ... ), по условиям которого складирование угля, приобретаемого ООО "ПКС-Сервис" в целях выработки тепловой энергии производится на площадке ( ... ) Согласно акту осмотра, проведенному ( ... ) прокуратурой Кемского района и ООО "ПКС-Сервис" филиала "Кемский", на земельном участке, предоставленном ООО "ПСК-Сервис" для хранения запаса каменного угля по договору аренды, возможно хранение угля объемом около ( ... ) тонн.
ООО "ПКС-Сервис" ( ... ) заключило с ( ... ) договор поставки угольной продукции N ( ... ), также заключены договоры поставки дизельного топлива N ( ... ) от ( ... ), N ( ... ) от ( ... ) с ( ... )
Согласно сведениям ООО "ПКС-Сервис" нормативный эксплуатационный запас дизельного топлива в ООО "ПКС-Сервис" утвержден ( ... ) тонн, угля - ( ... ) тонны.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Кемского района РК, установлено, что фактически обществом по состоянию на ( ... ) создан запас дизельного топлива - ( ... ) тонны, угля ( ... ) тонны. Из справки ООО "ПСК-Сервис" от ( ... ) следует, что запас угля на предприятии составляет всего ( ... ) тонн, в том числе, по котельной N ( ... ) - ( ... ) тонн, котельной N ( ... ) - ( ... ) тонн, котельной N ( ... ) - ( ... ) тонн, на складе находится уголь в объеме ( ... ) тонн; в пути ( ... ) тонн.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2008 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. В силу ст.6 ФЗ N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок, который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно п.п. 2, 8, 12, 21 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ), расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо), расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Согласно требованиям п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, положений указанных выше нормативных актов, принимая во внимание фактическое отсутствие запаса топлива в котельных, судом обоснованно установлено бездействие ООО "ПКС-Сервис" в не обеспечении нормативного эксплуатационного запаса угля к началу отопительного сезона и правомерно возложена на ответчика обязанность по созданию необходимого запаса топлива.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативные акты, которые суд положил в основу решения, на момент рассмотрения дела либо утратили силу, либо не распространяют свое действие на спорные правоотношения, являются обоснованными в отношении постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, распоряжения Правительства РК от 25.02.2010 N47р-П, приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66. Однако указанные доводы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции ввиду неисполнения ответчиком иных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и возлагающих на ответчика обязанность по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Фактические обстоятельства выяснены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда по существу является правильным. Учитывая положения ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2013 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "ПСК-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.