Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Кордюковой Г.Л., Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Барановой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2014 года дело N 2-4611/13 по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2013 года по иску Дедеян А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Дедеян А.А. - Гайдеек С.М. (доверенность от "дата"); представителей Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу - Клевцова О.А. (доверенность от "дата") и Хениц-Клюевой Е.Н. (доверенность от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дедеян А.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу, в котором просила признать незаконным и отменить приказ N ... от "дата" о применении дисциплинарного взыскания.
В обоснование иска указала, что она является государственным гражданским служащим, с "дата" проходит гражданскую службу в Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу в должности " ... ". Оспариваемым приказом ей было объявлено замечание за грубое нарушение норм, установленных Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих. По мнению истицы, применение взыскания является незаконным, поскольку каких-либо нарушений в работе она не допускала, Кодекс этики не нарушала.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19.11.13 исковые требования Дедеян А.А. удовлетворены: признан незаконным и отменен приказ N ... от "дата" об объявлении замечания.
МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу не согласилось с постановленным судом решением, в апелляционной жалобе указала на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19.11.13, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что с "дата" Дедеян А.А. проходит государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу в должности " ... ".
"дата" исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу был издан приказ N ... о проведении служебной проверки в отношении " ... " Дедеян А.А.
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения служебной проверки в отношении Дедеян А.А. послужила докладная записка от "дата" исполняющей обязанности " ... " Д. на имя исполняющего обязанности " ... " Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу, из которой следует, что главным государственным налоговым инспектором отдела информационных технологий Дедеян А.А. была грубо нарушена служебная этика, а именно "дата" на предложение исполнить свои трудовые обязанности она стала оскорблять Д., в том числе нецензурно, пыталась закрыть её в кабинете.
Из заключения от "дата" по результатам проведенной служебной проверки в отношении главного государственного налогового инспектора отдела информационных технологий Дедеян А.А. следует, что она грубо нарушила нормы, установленные Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Министрства финансов Российской Федерации, что выразилось в нетактичном поведении по отношению к сотрудникам и демонстративном невыполнении указаний руководства отдела. Служебной проверкой было установлено, что Дедеян А.А. совершила дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении п. 9, пп. "б", "и", "м" п. 10, п. 11, п. 12, п. 25 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации.
Приказом N ... от "дата" исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу, Дедеян А.А., на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" объявлено замечание.
Дедеян А.А. ознакомлена с приказом "дата".
В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.
Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен в ст. 58 названного Федерального закона.
Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 58 названного Федерального закона до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Основанием применения перечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Примерами такого рода проступков могут служить прогул, нарушение режима государственной или служебной тайны, нарушение требований охраны труда, невыполнение поручений вышестоящих руководителей, отданных в пределах их полномочий и другое.
В силу пп. "б", "и", "м" п. 10 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и гражданских служащих; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно положениям пп. "б", "в" п. 25 Кодекса в служебном поведении гражданский служащий Министерства финансов Российской Федерации воздерживается от: грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
В соответствии с п. 28 Кодекса нарушение гражданским служащим Министерства финансов Российской Федерации положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему Министерства финансов Российской Федерации мер юридической ответственности.
Соблюдение гражданским служащим Министерства финансов Российской Федерации положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
В то же время, согласно п. 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан в том числе не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Вместе с тем, как усматривается из представленных в материалы дела документов, а именно из докладной записки исполняющей обязанности " ... " Д., служебной записки С., разговор между истицей и Д. "дата" произошел в кабинете, за закрытыми дверями, С. слышала данный разговор через окно, которое было открыто, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным сделать вывод о том, что Дедеян А.А. не допускала конфликтной ситуации, которая способна нанести ущерб ее репутации или авторитету государственного органа, поскольку конфликт произошел без участия иных сотрудников, либо посетителей Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу.
Признавая незаконным и отменяя приказ N ... от "дата" исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС N 19 по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действительно, в действиях Дедеян А.А. усматривается нарушение норм и положений Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, однако материалами дела не установлено неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей истицей, в то время как в силу п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием для применения дисциплинарных взысканий является неисполнение должностных обязанностей, нарушение же Кодекса этики не является дисциплинарным проступком. Заключение по результатам служебной проверки в отношении Дедеян А.А, не содержит совокупности перечисленных в ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обстоятельств, необходимых для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Проверяя законность и обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд всесторонне, полно исследовал представленные в дело доказательства, и дал им надлежащую и правильную юридическую оценку, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении истицы дисциплинарного взыскания.
Ссылку ответной стороны на докладную записку " ... " Ф. судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку события, описываемые в ней произошли 05.06.13, служебная проверка по данному факту Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу не проводилась, и в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 57, ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27.07.04 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", срок привлечения истицы к дисциплинарной ответственности за данный проступок истек "дата".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно определен предмет доказывания, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда основаны на исследованных материалах дела, изложены в мотивировочной части решения, которое соответствует требованиям ст. ст. 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены состоявшегося решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.