Судья Челябинского областного суда Свинцова Г.В., при секретаре Ибрашевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Темирова Р.С. по жалобе защитника Темирова Р.С. - Чекрызовой Н.Ю. на постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 апреля 2014 года Темиров Р.С. признан виновным по ч. 1.1 ст. 18.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, защитник Темирова Р.С. - Чекрызова Н.Ю. обратилась с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит постановление отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить. Указывает, что решение вопроса о возможности применения наказания в виде выдворения должно осуществляться с учетом как норм национального, так и норм международного права, которыми закреплен общий принцип невмешательства публичных властей в осуществление прав человека на уважение личной и семейной жизни; что назначение наказания в виде выдворения должно применяться в случае необходимости такой меры ответственности, при достижении баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства. Ссылается на то, что судьей городского суда при рассмотрении дела в нарушение норм международного права и судебной практики Европейского суда по правам человека, положений ст. 24.1 КоАП РФ не были учтено семейное положение Темирова Р.С, то, что он является единственным кормильцем семьи, его добровольную явку в отдел миграционной службы.
В судебном заседании защитник Темирова Р.С. - Чекрызова Н.Ю. доводы жалобы поддержала.
Темиров Р.С, представитель Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области в г. Златоусте в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем судья областного суда на основании
пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав защитника Темирова Р.С. - Чекрызову Н.Ю., проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, нахожу судебное постановление подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу требований части 2 статьи 5 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,
2
являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом гражданин Республики Узбекистан Темиров Р.С. въехал на территорию Российской Федерации, 11.12.2013 года срок его временного пребывания на территории Российской Федерации истек, однако последний уклоняется от выезда за пределы Российской Федерации. На момент рассмотрения дела судьей городского суда Темиров Р.С. продолжал находиться на территории Российской Федерации без документов подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, нарушая режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Факт совершения Темировым Р.С. правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 500515 от 30 апреля 2014 года, объяснением Темирова Р.С. от 30.04.2014 года, копией миграционной карты, копией паспорта гражданина Республики Узбекистан, рапортом инспектора ОУФМС России по Челябинской области в г. Златоусте, другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Темирову Р.С. разъяснены, копия протокола вручена последнему в установленном законом порядке.
Согласно объяснениям Темирова Р.С, полученным после предварительного разъяснения прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он въехал на территорию РФ 12.09.2013 года для осуществления трудовой деятельностью, проживал по адресу ***
з
*** со своей женой и детьми. Знал, что срок временного пребывания на территории РФ заканчивается 10.12.2013 года, однако по истечении данного срока за пределы РФ не выехал в связи с болезнью ребенка, а потом жены. Планирует покинуть территорию РФ 2-3 мая 2014 года самостоятельно.
Согласно копии миграционной карты установлен срок временного пребывания Темирова Р.С. на территории РФ с 12.09.2013 года по 10.12.2013 года.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Темирова Р.С, получили надлежащую оценку судьи городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которой судья городского суда пришел к верным выводам о наличии в действиях Темирова Р.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Темирову Р.С. административного наказания в виде выдворения судьей городского суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1 данного кодекса, учтены не были, конкретные обстоятельства дела оценки судьи не получили, в связи с чем доводы жалобы заслуживают внимания.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснено в п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса
4
публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Темиров Р.С. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ, которая вместе с общими детьми проживает на территории РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Таким образом, Темиров Р.С. в случае принятия решения о его выдворении в течении 5 лет будет лишен возможности въезда на территорию РФ, что свидетельствует о вмешательстве со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11 -П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный
5
Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма -было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-Пи др.).
Указанные положения нашли также отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", согласно которому судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Темирову Р.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является вмешательством в личную и семейную жизнь последнего, что недопустимо.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении
б
которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 апреля 2014 года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Темирову Р.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 апреля 2014 года изменить: исключить указание на назначение Темирову Р.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 30 апреля 2014 года оставить без изменения.
Судья
Г.В. Свинцова
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.