Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 31 января 2014 года по делу по иску государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств находилось исполнительное производство *** о возложении на ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - отделение Фонда) обязанности предоставить З.Ю.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии данного постановления. Названное постановление получено должником ДД.ММ.ГГ , в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа не исполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование указано на невозможность в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, предоставить З.Ю.В. путевку по независящим от отделения Фонда причинам. Так согласно действующему законодательству Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок за счет средств, выделенных специально на эти цели из федерального бюджета. Перечисленные отделению Фонда на 2013 год денежные средства полностью освоены на приобретение и выдачу путевок и их оказалось недостаточно. С августа 2013 года отделение Фонда неоднократно обращалось в различные вышестоящие инстанции с просьбой о дополнительном финансировании из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, однако положительного решения по данному вопросу не получено. Таким образом, вина отделения Фонда в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, отсутствует, все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства были приняты. О невозможности предоставления З.Ю.В. путевки в установленный срок судебный пристав-исполнитель был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГ . В декабре 2013 года путевка З.Ю.В. была предоставлена.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГ в качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 31 января 2014 года исковые требования удовлетворены частично. Размер исполнительского сбора, взысканного с ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от ДД.ММ.ГГ по исполнительному производству *** , уменьшен до 3 750 рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым освободить отделение Фонда от исполнительского сбора.
В обоснование указывает на то, что им были представлены все необходимые доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а именно доказательства ограниченного объема денежных средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета для оплаты путевок в санаторно-курортные учреждения для граждан льготных категорий. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление полномочий по санаторно-курортному лечению, определяется исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В соответствии с действующим законодательством норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего социальную услугу по санаторно-курортному лечению, составляет 1191 рублей, в то время как стоимость путевки в 2013 году равна 19224,09 рублей. Таким образом, объем финансирования ограничен, и его недостаточно для обеспечения путевками в санаторно-курортные учреждения всех граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, при выделении денежных средств учитывается численность граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в текущем году. Однако, фактически право на получение государственной социальной помощи имеет большее количество граждан за счет неисполненных решений судов о предоставлении путевок за предыдущие годы. Таким образом, ограниченный объем финансирования являлся непреодолимым препятствием для исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя отделения Фонда Т.Ю.В. , настаивавшую на удовлетворении жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежим отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа данные требования не исполнены, в связи с чем судебным приставом-исполнителем взыскан исполнительский сбор.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что должником не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины в несвоевременном исполнении исполнительного документа.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.ч. 2, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
В соответствии с положением ст. 5 Федерального закона от 03 декабря 2012 года N219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, на законодательном уровне установлено ограничение обязательств ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых отделению Фонда из федерального бюджета на указанные цели.
Методикой расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864, установлено, что объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление полномочий по санаторно-курортному лечению граждан льготных категорий, определяется исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ведение которого согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N143 "Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Приказом Министерства труда России от 13 декабря 2012 года N593н "О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлено, что в 2013 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, составляет 99,25 рублей. Следовательно, в год норматив финансовых затрат на одного гражданина составляет 1191 рублей.
В то же время в соответствии с Приказом Министерства труда России от 28 декабря 2012 года N637н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2013 году" и ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливающей длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг, средняя стоимость путевки значительно превышает вышеприведенный норматив финансовых затрат в год на одного гражданина.
По сведениям ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, приобретенной отделением в 2013 году, составила в среднем 19 915,60 рублей.
Действительно, как следует из копии накладной *** от ДД.ММ.ГГ приказом ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от того же числа *** З.Ю.В. выделена путевка на санаторно-курортное лечение, стоимость которой составила "данные изъяты" рублей.
По делу установлено, что выделенные в 2013 году денежные средства в размере "данные изъяты" рублей освоены в полном объеме, но их было недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств, должнику в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным.
Поскольку исполнение решения суда возможно только за счет перечисленных из федерального бюджета средств на вышеуказанные цели, а объем данных средств ограничен, и само отделение Фонда не уполномочено решать вопрос об объеме бюджетного финансирования на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, следует прийти к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Сведений о том, что должник имел возможность приобрести и предоставить взыскателю путевку своевременно, но не сделал этого, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что должник предпринимал меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, ДД.ММ.ГГ ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письменно обращалось на имя заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, просило оказать содействие в получении дополнительных ассигнований из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению.
В ответе от ДД.ММ.ГГ Департаментом социальных программ и сводно-аналитической работы Фонда социального страхования Российской Федерации сообщалось, что Фонд неоднократно обращался в адрес Министерства труда России с просьбой о выделении дополнительных ассигнований с учетом фактической потребности граждан-получателей социальной помощи в санаторно-курортном лечении, однако до настоящего времени положительное решение по указанному вопросу Министерством не принято.
Аналогичное обращение о выделении дополнительных ассигнований направлялось ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на имя заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГ .
Более того, в Министерство труда России по инициативе отделения Фонда с вопросом увеличения выделяемых средств из федерального бюджета в целях обеспечения всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении обращался уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Л.Б.В.
В ответе от ДД.ММ.ГГ Министерством сообщалось, что при имеющемся объеме финансирования обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением, не представляется возможным, в связи с чем в регионах России существует очередность на получение санаторно-курортной путевки. Пересмотр объема бюджетного финансирования по исполнению полномочий по санаторно-курортному лечению, осуществляемый с учетом изменений вносимых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не производился.
Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГ N *** , поступившим в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств ДД.ММ.ГГ , должник уведомил судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, по изложенным выше причинам.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за нарушение обязательства, в связи с чем должник подлежал освобождению от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула от 31 января 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Освободить Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, подлежащего уплате на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ по исполнительному производству *** .
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.