Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Зинченко И.П.,
судей
Лимоновой Л. Ф.,
Коренева А.С.
при секретаре Савичевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску В.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Красноуфимску и Красноуфимскому району о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 31.10.2013.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.А. обратился в суд с иском к указанным ответчикам и просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета в срок до ( / / ) жилое помещение на территории указанного муниципального образования, передать его в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", на которое также возложить обязанность предоставить приобретенное жилое помещение В.А. по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований истец В.А. , ( / / ) года рождения, указал, что его мать умерла в ( / / ) году, отец от его воспитания отказался, в связи с чем он был передан под опеку тете Ж. , проживающей в ... В ( / / ) году отец умер. В ( / / ) году истец вернулся проживать в ... , но поскольку своего жилья он не имеет, временно проживает у своей сестры А. и работает в ООО " С ".
Решением Красноуфимского городского суда Свердловской области от 31.10.2013 исковые требования В.А. были удовлетворены. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области была возложена обязанность предоставить истцу для проживания специализированное жилое помещение не менее нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования Красноуфимский округ по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" заключить с В.А. договор найма специализированного жилого помещения, предоставленного ему для проживания Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
С таким решением не согласился ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Также заявитель жалобы указывает, что истец В.А. не состоит на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не включен в списки, направляемые в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", в связи с чем со стороны ответчиков права истца не нарушались. Порядок предоставления жилья указанной категории лиц не предусматривает иных оснований для включения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в приказы о распределении построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений, кроме включения указанных лиц в предложения по распределению жилых помещений управлениями социальной политики.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, путем направления им почтового уведомления от 06.02.2014, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в апелляционной жалобе просил провести судебное заседание в их отсутствии.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, В.А. родился ( / / ) в ... , его мать Е.Я. умерла в ( / / ) году, отец письменно отказался от его воспитания. Несовершеннолетний В.А. был передан под опеку тете Ж. , проживающей в ... на основании Распоряжения Главы Староартинской сельской администрации N от ( / / ) . В ( / / ) году отец В.А. умер.
Судом первой инстанции также было установлено, что постановлением Главы администрации внутрирайонного муниципального образования " ( / / ) " от ( / / ) N за истцом было закреплено жилое помещение в частном доме N по ...
Однако, в соответствии со справкой БТИ от ( / / ) и письменного ответа Управления Росреестра от ( / / ) право собственности на указанное жилое помещение родители истца не имели. В соответствии со справкой ОУФМС России по Свердловской области в Красноуфимском районе N от ( / / ) в указанном жилом помещении значатся зарегистрированными по месту жительства А.Я. , ( / / ) г.р., М.Г. , ( / / ) г.р., А.А. , ( / / ) г.р. и несовершеннолетний Д.А. , ( / / ) г.р.
Также судом первой инстанции было установлено, что истец В.А. не состоит на учете как ребенок-сирота, в качестве нуждающегося в жилом помещении ни в Артинском, ни в Красноуфимском Управлении социальной политики, какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, право бесплатной приватизации не использовал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установив, что В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и не обеспечен благоустроенным жильем, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истец имеет право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с вышеприведенными нормами права и правомерно возложил на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение на территории МО Красноуфимский округ с последующим предоставлением его истцу по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что В.А. на учете лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Управлении социальной политики не состоит, в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, направляемом Министерством социальной политики Свердловской области в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" не включался, соответственно, со стороны Министерства его права не нарушены, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Изменения в статьи 2, 14, 19 Закона Свердловской области от 22.03.2006 N 17-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области", согласно которым на территории Свердловской области ведется учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступили в силу с 01.01.2013.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП были утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
У В.А. право на обеспечение жилым помещением возникло до принятия нормативных актов, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе. На момент возникновения у него такого права учет данной категории лиц осуществлялся органом местного самоуправления, но несмотря на это истец в соответствующую льготную очередь своевременно включен не был и после достижения В.А. возраста 18 лет ( ( / / ) года) жилье ему во внеочередном порядке также предоставлено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствие В.А. в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, который в настоящее время ведется Управлением социальной политики, не должно нарушать возникшее у истца ранее право на обеспечение его жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей.
С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 31.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.П. Зинченко
Судьи Л. Ф. Лимонова
А.С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.