Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.
судей Ишенина Д.С. и Стрижовой В.Н.
при секретаре Капличной И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.04.2014 гражданское дело по иску Катаева Дениса Александровича и Катаевой Ксении Вячеславовны к Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области и администрации Качканарского городского округа об оспаривании результата отбора для участия в подпрограмме "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2014 году, обязании признания Качканарского городского округа прошедшим отбор муниципальных образований, включении его в приказ Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, обязании ответчиков обеспечить долю софинансирования бюджетов при предоставлении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) семье
по апелляционной жалобе Катаева Д.А. и Катаевой К.В. на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 12.02.2014.
Заслушав доклад судьи Стрижовой В.Н., объяснения представителя администрации Качканарского городского округа Напольских Д.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катаевы Д.А. и К.В. обратились в суд с иском к Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство) и администрации Качканарского городского округа об оспаривании результата отбора для участия в подпрограмме "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2014 году. В обоснование иска указывают, что с 2011 года их семья является участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011- 2015 годы областной Целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, ранее являлись участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010 годы. После окончания действия Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Качканарском городском округе на 2009-2010 годы", на территории Качканарского городского округа были приняты две долгосрочные целевые программы, в том числе: "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением администрации Качканарского городского округа от 03.06.2011 года N 724. Их семья приобрела в собственность жилье с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в рамках условий подпрограммы, отвечает, по их мнению, всем требованиям подпрограммы.
Качканарский городской округ 29.08.2013 года подал заявку для участия в отборе для участия в подпрограмме "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области ... "
03.10.2013 по электронной почте в администрацию Качканарского городского округа поступило письмо из Министерства с информацией о том, что Качканарский городской округ не прошел отбор муниципальных образований, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2014 году.
Истцы просят признать решение комиссии по отбору муниципальных образований по Свердловской области, оформленное в виде приказа Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от 17.09.2013 года N 209/ос "О результатах проведения отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям на погашение основной суммы долга и процент" по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2014 году" незаконным в части признания Качканарского городского округа не прошедшим отбор муниципальных образований; обязать Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области признать Качканарский городской округ прошедшим отбор муниципальных образований, и включить его в приказ Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от 17.09.2013 года N 209/ос; обязать Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области обеспечить долю софинансирования областного бюджета при предоставлении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) молодой семье Катаевых в 2014 году, а администрацию Качканарского городского округа - обеспечить долю софинансирования местного бюджета при предоставлении указанной социальной выплаты.
В ходе судебного разбирательства к делу привлечен соответчик - Качканарский городской округ.
Судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, их требования удовлетворить, не согласны с оценкой судом представленных доказательств, усматривают неправильное применение судом норм материального права, указывают, что предъявляя данный иск, действовали в защиту своих интересов, поскольку их семья состоит второй в очереди на получение социальной выплаты, поскольку в рамках подпрограммы поддержки молодых семей в Качканарском городском округе на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным кредитам в 2014 г. установлены две социальные выплаты. Не согласны с выводом суда о том, что заявка Качканарского городского округа в Министерство являлась предварительной. Вновь указывают, что в связи с достижением 35-летнего возраста одному из супругов Катаевых в 2014 году, впредь их семья будет лишена возможности участия в подпрограмме. Также указывают, что заложенных в местном бюджете средств на 2014 г. без получения софинансирования из областного бюджета недостаточно для поддержки двух семей, состоящих в списке.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация Качканарского городского округа её доводы поддерживает, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области против жалобы возражает.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы и представитель Министерства не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 22.04.2014 определением от 02.04.2014, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом 02.04.2014, кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. От истца поступила телефонограмм о согласии на рассмотрение дела без его участия. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причин неявки, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся истцов и представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Установлено, что 13.05.2006 Правительством Российской Федерации было принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675.
Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года в период возникновения спорных правоотношений закреплялись в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и в постановлении Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП (утратило силу с 01.01.2014), которым утверждена областная целевая программа "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы.
В период действия постановления Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы на основании Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2009 N 442-ПП "Об утверждении порядка, сроков и критериев отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья" ежегодно проводился отбор муниципальных образований бюджетам которых предоставляются указанные субсидии.
В соответствии с Методикой распределения субсидий между бюджетами муниципальных образований в Свердловской области на соифинасирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 21.09.2009 N 1076-ПП (в ред. от 01.12.2009 года N 1733-ПП) осуществлялось распределение средств областного бюджета, выделяемых на эти цели между бюджетами муниципальных образований в Свердловской области с учетом списков молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты.
Согласно утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП порядку органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области осуществляли формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области.
Администрацией Качканарского городского округа приняты постановления от 03.06.2011 года N 723 "Об утверждении целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории Качканарского городского округа на 2011-2015 годы", N 724 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на 2011-2015 годы".
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Качканарского городского округа от ... молодая семья Катаевых была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011-2015 годы (N36), на период рассмотрения спора продолжает состоять в списках очередности на получение спорной социальной выплаты. Для участия в отборе муниципальных образований в 2014 году Качканарский городской округ предварительно решением представительных органов местного самоуправления при утверждении местного бюджета на 2014 год определил статью местного бюджета на софинансирование социальных выплат в размере ... руб. (решение Думы Качканарского городского округа от 18.12.2013 годаN 118).
Качканарский городской округ направлял в Министерство документы для участия в отборе, однако приказом Министерства от 17.09.2013 N 209/ос "О результатах проведения отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2014 году" Качканарский городской округ, наряду с целым рядом других округов, признан не прошедшим отбор муниципальных образований.
Истцы оспаривают данный приказ, ссылаясь на нарушение своих прав.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации , ст. ст.1, 2 Федерального закона от 27.04.1993 N4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как разъяснено в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в силу вышеуказанных нормативных актов сам факт участия в отборе муниципальных образований не влечет гарантию безусловного предоставления бюджету данных муниципальных образований предоставление субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствующем году.
Оспариваемое решение Министерства принято в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2009 N 442-ПП "Об утверждении порядка, сроков и критериев отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья". Из положений указанного Порядка, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений (в том числе главы 7 "Оценка заявок, поступивших на отбор"), следует, что заявки оцениваются по бальной системе, согласно которой, соответствие критерию оценивается лишь в 1 балл, тогда как заявки, набравшие 2 балла и менее, считаются не прошедшими отбор. Таким образом, само по себе соответствие заявки установленным критериям не является достаточным основанием для признания муниципального образования, принявшего участие в отборе, прошедшим данный отбор.
Вопрос же целесообразности включения того или иного муниципального образования в список муниципальных образований, прошедших отбор, выходит за рамки судебного спора, поскольку относится к компетенции соответствующего органа, в данном случае, Министерства. Так, из 17-ти муниципальных образований, принявших участие в отборе в 2013 году, прошли его лишь 8 (л.д.72,73).
Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о том, что предоставление субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям осуществляется Министерством по существу в рамках межбюджетных правоотношений, тогда как граждане их участниками не являются.
Таким образом, разрешая данный спор, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в жалобе доводы истцов, в том числе о достижении одним из них в 2014 году 35 лет и невозможности с 2015 года их семье претендовать на получение вышеуказанной выплаты, правового значения для разрешения спора не имеют, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, ограничившись доводами апелляционной жалобы, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 12.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Катаева Дениса Александровича и Катаевой Ксении Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И. Ковалева
Судьи
Д.С. Ишенин
В.Н. Стрижова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.