Постановление Президиума Свердловского областного суда от 05 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Президиум Свердловского областного суда в составе: председательствующего Дмитриева В.А., членов президиума Разбойникова В.В., Хрущелева В.В., Смагиной И.Л., Курченко В.Н., при секретаре Демановой Ю.А., рассмотрев по кассационной жалобе Бороздиной Г.В. гражданское дело по иску Бороздиной Г.В. к военному комиссариату Свердловской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бороздина Г.Б. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Свердловской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет и взыскании невыплаченной пенсии.
В обоснование иска указала, что она проходила военную службу в органах военной прокуратуры, откуда была уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С 26 декабря 2007 года ей назначена пенсия за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации, которая выплачивалась военным комиссариатом Свердловской области до 01 июля 2012 года. С указанной даты выплата пенсии ответчиком была приостановлена в связи с тем, что с 17 марта 2008 года она проходит службу в прокуратуре Свердловской области. Полагает, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет незаконно, поскольку часть 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" такое основание для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, как поступление на службу в органы прокуратуры, не предусматривает. При поступлении на государственную службу в органы прокуратуры она выбрала пенсию от Министерства обороны Российской Федерации. Действиями ответчика нарушено ее право на пенсионное обеспечение согласно закону. Просила обязать ответчика возобновить приостановленную ей с 01 июля 2012 года выплату пенсии за выслугу лет, взыскать с ответчика сумму задолженности по пенсионным выплатам за период с 01 июля 2012 года по день вынесения решения суда в сумме " ... " .
В судебном заседании Бороздина Г.Б. поддержала свои исковые требования.
Представители ответчика и третьего лица прокуратуры Свердловской области иск не признали.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14 марта 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 мая 2013 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Бороздина Г.Б., ссылаясь на существенные нарушения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить указанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам и принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении иска.
Определением судьи Свердловского областного суда Черепановой А.М. от 09 января 2014 года доводы кассационной жалобы признаны заслуживающими внимания, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Черепановой А.М., объяснения Бороздиной Г.Б., поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителей военного комиссариата Свердловской области Павловой И.И., действующей по доверенности N 4/5701 от 01 октября 2013 года, и прокуратуры Свердловской области Бондарук Г.В., действующей по доверенности N 10/2-117-13 от 04 марта 2013 года, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит решение суда и апелляционное определение подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права были допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного спора.
Судом установлено, что Бороздина Г.Б. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в военной прокуратуре Северного флота. Согласно приказу военной прокуратуры Северного флота от 14 декабря 2007 года N 257 Бороздина Г.Б. уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") с 25 декабря 2007 года.
На основании заявления Бороздиной Г.Б. от 14 марта 2008 года ей назначена пенсия за выслугу лет с 26 декабря 2007 года на основании статей 51 и 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
17 марта 2008 года Бороздина Г.Б. принята на службу в прокуратуру Свердловской области на должность " ... " . С 01 июля 2012 года военным комиссариатом Свердловской области истцу приостановлена выплата пенсии за выслугу лет в связи с принятием на службу в прокуратуру Свердловской области.
Приказом прокурора Свердловской области от 20 июля 2012 года N 1781-л Бороздиной Г.Б. согласно пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" с 01 июля 2012 года была установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая ей могла быть назначена в соответствии с данным законом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, пришли к выводу о правомерности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в связи с поступлением Бороздиной Г.Б. на службу в прокуратуру Свердловской области.
С такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно пункту 1 и 3 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Между тем, Бороздина Г.Б. до 26 декабря 2007 года проходила военную службу, в связи с которой ей была назначена пенсия за выслугу лет, а 17 марта 2008 года поступила на правоохранительную службу, отличную от военной службы.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.
Следовательно, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена Бороздиной Г.Б. в случае ее возвращения на военную службу и приобретением ею вновь статуса военнослужащего.
Президиум полагает, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы в органах военной прокуратуры, службы в прокуратуре не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции также приняли во внимание, что приказом прокурора Свердловской области от 20 июля 2012 N 1781-л Бороздиной Г.Б. в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" с 01 июля 2012 года была назначена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла ей быть назначена согласно данному закону.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 44 Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Судебные инстанции не учли, что указанная надбавка к денежному содержанию была назначена Бороздиной Г.Б. уже после приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, при этом истец не отказывалась от получения такой пенсии в целях получения указанной надбавки.
Допущенное судебными инстанциями нарушение норм материального права является существенным, оно повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене. Поскольку вопрос о сумме невыплаченной пенсии за выслугу лет не являлся предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют сведения об этом, президиум лишен возможности принять по делу новое судебное постановление, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 386-388, пунктом 2 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14 марта 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 мая 2013 года по делу отменить. Дело по иску Бороздиной Г.В. к военному комиссариату Свердловской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной пенсии направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в ином составе.
Председательствующий: В.А. Дмитриев
Копия верна:
Судья Черепанова А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.