Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Стрижовой В.Н.,
Ишенина Д.С.,
при секретаре судебного заседания Капличной И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Французова В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о включении периода инвалидности в стаж для назначения пенсии и назначении трудовой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.12.2013.
Заслушав доклад судьи Ишенина Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Французов В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, уточнив свои требования, просил зачесть в общий трудовой стаж период инвалидности ( / / ) группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 17.01.2003, признать недействительным решение ответчика об отказе в назначении пенсии по старости, возложить обязанность установить досрочно трудовую пенсию по старости с 21.11.2012.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Ленинским районным судом г. Нижнего Тагила Свердловской области 02.12.2013 постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
Истцом подана апелляционная жалоба, указывающая на незаконность и необоснованность судебного постановления.
Ответчик представил письменные возражения относительно жалобы.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей ранее, было определено, что лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п. 1 ст. 29 базового закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статью 1 Федерального закона "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего закона в силу, в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 2 ст. 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ и от 12.02.2001 N 5-ФЗ), инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01.01.2002 имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 5 и 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого Закона.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
В подп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены условия назначения трудовой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, согласно которым мужчинам такая пенсия назначается по достижению возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, в которую в том числе включается период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В силу п. 1 ст. 10 названного закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подп. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 и подп. 1 - 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подп. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
В силу положений п. 3 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подп. 1 или подп. 2 п. 2 этой же статьи.
Таким образом, инвалиды вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, к категории которых относится истец, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставлено право на получение одной пенсии по выбору: пенсия по инвалидности на основании подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", либо пенсия по старости на основании ст. 17 этого же закона, либо трудовая пенсия по старости со снижением возраста на 10 лет на основании ст. 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановляя оспариваемое решение, суд установил, что Французов В.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
( / / ) ему впервые установлена ( / / ) группа инвалидности по общему заболеванию, в 1998 году установлена ( / / ) группа инвалидности по общему заболеванию. С ( / / ) ему назначена пенсия по инвалидности на основании ст. 43 Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
При медицинском освидетельствовании ( / / ) подтверждена ( / / ) группа инвалидности, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.
С этого времени Французов В.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением, выданным ( / / ) .
С ( / / ) истец является получателем пенсии по инвалидности II группы на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом страховой стаж истца составляет 16 лет 10 месяцев 01 день, то есть не достигает необходимой 25-летней продолжительности, требуемой для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС с ( / / ) , как правильно указал суд первой инстанции, включению не подлежит, так как данное увечье не является трудовым и не связано с профессиональной деятельностью.
Следовательно, Французов В.В. не имеет права на одновременное назначение двух пенсий: по инвалидности и по старости с включением периода нахождения на инвалидности.
Кроме того, причина инвалидности истца - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, установлена истцу ( / / ) , в силу этого, право истца на одновременное получение двух пенсий возникло на основании нового пенсионного законодательства, действующего в период после ( / / ) , которое устанавливает право той категории лиц, к которой относится истец, на получение второй пенсии по старости по достижении возраста 55 лет и страхового стажа не менее 25 лет.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права. Указанные доводы жалобы приводились истцом в обоснование процессуальной позиции в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде, были исследованы судом и обоснованно подвергнуты критической оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 02.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: В.Н. Стрижова
Д.С. Ишенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.