Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре Богосьян Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Горбунова С.П. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Саркисова Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии и взыскании сумм.
В обоснование требований указала, что она подполковник полиции в отставке, служила в органах внутренних дел в должности старшего специалиста ЦПП ГУ МВД России по КК и уволена 05.02.2013 г. по п.1 ч.3 ст.82 /в связи с болезнью/ ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Неоднократно поощрялась во время службы, взысканий не имела. С 10.07.2012 г. и до увольнения находилась в распоряжении ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю. Пенсия истице назначена в соответствии с ФЗ N4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", некоторых подзаконных актов и внутренних приказов на основании заявления по выслуге лет. Считает, что расчет пенсии ответчиком произведен неверно. 09.04.2013г. истицей направлена письменная претензия. Согласно ответа, руководство ГУ МВД России по КК считает, что расчет пенсии был произведен правильно, премий истицу лишили также правомерно. С данным ответом истица не согласна.
С учетом уточнений требований просила обязать ответчика производить выплату пенсии с учетом размера денежного довольствия для исчисления пенсии, указанного в ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в действующей редакции, и размера надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания в размере " ... " , начиная с 01.11.2013г.; взыскать с ответчика в пользу Саркисовой Т.В. недоплаченную пенсию по состоянию на 29.10.2013 года недоплату за март 2013г. в размере " ... " , а также " ... " взыскать невыплаченную сумму премий в размере " ... " .
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Саркисовой Т.С. по доверенности Баева Т.В. требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Чус А.П., Щередина А.П. в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 ноября 2013 года исковые требования Саркисовой Татьяны Семеновны удовлетворены.
Суд обязал ГУ МВД России по Краснодарскому краю произвести перерасчет пенсии Саркисовой Татьяне Семеновне по выслуге лет и производить выплату пенсии по выслуге лет ежемесячно по " ... "
Взыскал с ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пользу Саркисовой Татьяны Семеновны недополученную сумму пенсии с февраля 2013г. по октябрь 2013г. в размере " ... " и сумму премии в размере " ... " , а всего " ... " .
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Горбунов С.П. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Чус А.П., Щередину А.П., поддержавших доводы жалобы, просивших решение суда отменить, представителя Саркисовой Т.С. по доверенности Баеву Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Саркисова Г.С. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю N374 от 05.02.2013г. истица уволена из ОВД по п. 1 ч.3 ст.82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" /в связи с болезнью/.
Согласно уведомлению ГУ МВД по Краснодарскому краю от 01.03.2013 г. N 13/57001 в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Саркисовой Т.С. назначена пенсия за общий трудовой стаж 31 год 04 месяца 03 дня, с 06 февраля 2013 г. ежемесячно в размере " ... "
Не согласившись с размером назначенной пенсии, истица 09.04.2013 г. обратилась к руководству ГУ МВД с письменной претензией. Согласно ответа, руководство ГУ МВД России по Краснодарскому краю считает, что расчет пенсии был произведен правильно и пенсия выплачивается в полном соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что расчет пенсии Саркисовой Т.С. произведен неверно, кроме того, ей не были выплачены полагающиеся премии.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая их несостоятельными.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и /или/ на службе в органах внутренних дел, и /или/ на службе в Государственной противопожарной службе, и /или/ на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и /или/ на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и /или/ служба в органах внутренних дел, и /или/ служба в Государственной противопожарной службе, и /или/ служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и /или/ служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как следует из материалов дела, при определении права Саркисовой Т.С. на пенсию, кадровым подразделением Центра профессиональной подготовки ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обслуживания ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю было представлено для согласования два расчета на пенсию за выслугу лет: по выслуге лет без учета трудовой деятельности /20 лет 00 мес.08 дней - в календарном исчислении; 21 год 09 мес. 13 дней - в льготном исчислении/ и за выслугу лет с учетом трудовой деятельности /общий трудовой стаж -31 год 04 мес.03 дня из них: служба - 17 лет 04 мес. 13 дней, трудовая деятельность - 14 лет 00 мес.00 дней/.
Пенсия Саркисовой Т.С. назначена и выплачивается по расчету за выслугу лет с учетом трудовой деятельности, где общий трудовой стаж составляет 31 год 04 мес. 03 дня; из них стаж службы в органах внутренних дел составляет -17 лет 04 мес. 13 дней, трудовая деятельность - 14 лет 00 мес.00 дней.
При расчете пенсии по выслуге лет, в соответствии п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 Саркисовой Т.С. периоды:
- учеба в Кубанском медицинском институте с " ... " . должна исчисляться из расчета один год учебы за шесть месяцев службы, но не более пяти лет, то есть составила - 2 года 6 месяцев;
- служба в органах МВД Чеченской Республики с " ... " . /исчисляется календарно/, с 01.03.1996г. по 31.08.1996г. исчисляется льготно один месяц службы за три месяца /так, в соответствии с указанием Министра внутренних дел Российской Федерации от 25 ноября 1996 года исчисление выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России названным сотрудникам производится на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца только с 1 марта 1996 года и по 1 сентября 1996 года/ и с 31.08.1996г. по 11.02.1997г. /календарно/;
- служба в УВД - ГУВД Краснодарского края с " ... " . /календарно/.
Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции не приняты во внимание.
Таким образом, при расчете выслуги лет для назначения Саркисовой Т.С. пенсии в соответствии с п. "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 выслуга составит 21 год 00 мес. 08 дней. В связи с чем, судом первой инстанции неправильно исчислены периоды расчета выслуги лет.
В расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 с учетом трудовой деятельности Саркисовой Т.С. календарно зачтены следующие периоды:
- работа в гражданских учреждениях за период с " ... " .;
- учеба в Кубанском медицинском институте в период с " ... "
Данный период зачтен Саркисовой Т.С. в полном объеме и составляет 5 лет 9 месяцев 28 дней /календарно/, так как пенсия за выслугу лет ей назначена в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 по общему трудовому стажу;
- работа в учреждениях за периоды с " ... " ., с
" ... "
- служба в органах МВД Чеченской Республики - с " ... " . /зачислена в календарном исчислении полностью/;
- служба в УВД - ГУВД Краснодарского края - с " ... " . /стаж службы в органах внутренних дел составляет - 17 лет 04 мес. 23 дня/.
Итого выслуга лет с учетом трудовой деятельности для назначения Саркисовой Т.С. пенсии в соответствии с п. "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 составляет 31 год 04 мес. 03 дня.
В расчет выслуги лет в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии с учетом трудовой деятельности также включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм
денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за
каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного
довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий
трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести
месяцев составляет военная служба, и /или/ служба в органах внутренних дел, и /или/ служба в Государственной противопожарной службе, и /или/ служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и /или/ служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
Таким образом, при расчете Саркисовой Т.С. пенсии за выслугу лет отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю был принят во внимание расчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом трудовой деятельности, как наиболее целесообразный для Саркисовой Т.С., соответственно пенсия за выслугу лет Саркисовой Т.С. рассчитана за выслугу 31 год /с учетом трудовой деятельности/.
В соответствии с п. "б" ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлена в следующих размерах: за 25 лет выслуги 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 % указанных сумм денежного довольствия, всего 56 % от соответствующих сумм денежного довольствия.
Судом первой инстанции необоснованно исчислена Саркисовой Т.С. выслуга лет для исчисления пенсии - 23 года 09 мес. 00 дней в календарном исчислении и 32 года 03 мес.11 дней.
Так, период работы в Министерстве Безопасности Чеченской Республики " ... " в льготном исчислении не соответствует нормам законодательства, и при условии назначения истцу пенсии за выслугу лет, в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, период ее гражданской работы в Министерстве Безопасности Чеченской Республики для назначения пенсии за выслугу лет не может быть включен в выслугу лет.
Согласно ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" включению в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом подлежат только периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, в органах безопасности, в органах налоговой полиции и т.д.
Таким образом, периоды гражданской работы в перечисленных органах не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Кроме того, период прохождения Саркисовой Т.С. стажировки в МВД Чеченской Республики с " ... " . не может быть зачтен в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона РФ в льготном исчислении поскольку, в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел засчитываются только периоды службы на льготных условиях и определенные действующим законодательством. При этом, понятие "служба" означает профессиональную деятельность на должностях в органах внутренних дел со дня присвоения специального звания. Период стажировки службой не является, специальное звание присваивается только после успешного прохождения испытательного срока /стажерства/.
Период службы Саркисовой Т.С. также в МВД Чеченской Республике с " ... " . не может быть полностью зачтен в льготном исчислении. Из указанного периода только период с " ... " подлежит зачету на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" Министру внутренних дел Российской Федерации было предоставлено право определять перечень подразделений, принимавших непосредственное участие в выполнении задач на территории Чеченской Республики по нормализации обстановки.
Указанием Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1996 года на сотрудников органов внутренних дел и подразделений МВД Чеченской Республики, непосредственно принимавших участие в боевых действиях, распространено действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". В соответствии с указанием Министра внутренних дел Российской Федерации от 25 ноября 1996 года исчисление выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД России названным сотрудникам производится на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца только с 1 марта 1996 года и по 1 сентября 1996 года.
Согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в составе денежного довольствия для исчисления пенсии входит оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет /стаж службы/ в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
При этом, в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Порядок исчисления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы установлен Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ и в соответствии с п.п. 4 п.7 ст.2 этого Закона устанавливается в следующих при стаже службы /выслуге/ от 15 до 20 лет - в размере 25 процентов.
Порядок исчисления стажа службы /выслуги лет/ для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 года N 1158 "О порядке исчисления стажа службы /выслуги лет/ для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации". Названным постановлением также определен исчерпывающий перечень периодов, которые включаются в стаж службы /выслугу лет/ для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания. При этом учеба в высших образовательных учреждениях в указанный перечень не входит.
Согласно представленной копии денежного аттестата N 33, выслуга лет /стаж службы/ Саркисовой Т.С. по состоянию на 01.01.2013г. составляет 17 лет 05 месяцев 04 дня /без учета периода обучения в высшем учебном заведении/, в связи с чем, размер ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы Саркисовой Т.С. составляет 25%.
При таких обстоятельствах, заявление Саркисовой Т.С. о назначении ей пенсии за выслугу лет реализовано в полном объеме: ей назначена пенсия за выслугу лет в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в максимально выгодном виде /за выслугу лет с учетом трудовой деятельности/ и размере /56% соответствующих сумм денежного довольствия/.
В соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы /выслугу лет/. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Прямого указания для выплаты премии сотрудникам, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с приказом МВД России от 13.06.2007 N 517, по решению начальника органа внутренних дел высвобождающиеся денежные средства могут быть использованы на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы /работы/.
Приказа на выплату Саркисовой Т.С. дополнительных разовых премий в Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю не поступало, самостоятельное назначение данной выплаты не представляется возможным, следовательно, Саркисовой Т.С. правомерно не произведена выплата дополнительной премии.
При увольнении из органов внутренних дел Саркисовой Т.С. произведен перерасчет денежного довольствия согласно кадровой справки, которая включала периоды нахождения в распоряжении, на больничном, в отпуске.
При таких обстоятельствах, расчет пенсии Саркисовой Т.С. произведен Центром финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю верно и в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных Саркисовой Т.С. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии и взыскании сумм.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении требований Саркисовой Татьяны Семеновны к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии и взыскании сумм.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.