Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Гордеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Зигангирова Ф.Ф. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении иска к исполнительному комитету Старокырлайского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице отдела в Арском муниципальном районе о признании его и родственников членами семьи участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца, его представителя Гималетдинова А.Р., третьего лица Зигангировой В.Ш. в поддержку жалобы, возражения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зигангиров Ф.Ф. с целью приобретения права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действуя за себя и в интересах опекаемого недееспособного отца Зигангирова Ф.М., обратился с иском к исполнительному комитету Старокырлайского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице отдела в Арском муниципальном районе о признании его и родственников членами семьи участника ликвидации чернобыльской катастрофы, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование указал, что он приходится внучатым племянником по линии отца участнику ликвидации последствий чернобыльской аварии Г.Г.К. , умершему "дата" который проживал с ним, его отцом, матерью и братом единой семьей в своем частном доме "данные изъяты" кв.м в "адрес" и на основании постановления исполкома Арского муниципального района Республики Татарстан ... от "дата" был признан, с учетом всех проживающих, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако, брак между родителями "дата" расторгнут, дом "дата" продан Г.Г.К. его матери, а после смерти дяди исполком Арского муниципального района отказал ему, с учетом отца и брата, в реализации права на жилье на льготных основаниях в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Оспаривая отказ, просил признать его, отца и совершеннолетнего брата Зигангирова И.Ф. членами семьи умершего участника ликвидации чернобыльской катастрофы, нуждающимися в улучшении жилищных условий с возложением обязанности выдать удостоверение участника ЧАЭС.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
В суде первой инстанции истец требования поддержал.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований, Зигангирова В.Ш., с иском согласилась.
Представители ответчиков иск не признали.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывается, что суд не учел доказанное в суде обстоятельство вселения в дом участника ЧАЭС его и родственников на правах членов семьи, что подтверждается свидетельскими показаниями, а также постановлением исполкома о постановке дяди на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Требование о выдаче ему удостоверения участника ЧАЭС как члену семьи умершего ликвидатора является самостоятельным и не зависит от обстоятельств нуждаемости в улучшении жилищных условий, которым суд дал оценку, не приняв во внимание факты, связанные с переоформлением прав на дом и расторжением брака родителей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель, третье лицо апелляционную жалобу поддержали; представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан просила решение суда оставить без изменения; от остальных участников поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных неявившихся участников.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Г.Г.К. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умер "дата"
По день смерти он проживал в "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м, совместно с семьей племянника ФИО (за недееспособностью над ним с "дата" установлена опека), включая его супругу Зигангирнову В.Ш. (третье лицо по делу, брак между ними расторгнут "дата" ) и сыновей Зигангирова Ф.Ф. (истца) и Зигангирова И.Ф., "дата" года рождения. До "дата" дом принадлежал Г.Г.К. и по договору купли-продажи продан им третьему лицу.
Постановлением исполкома Арского муниципального района Республики Татарстан ... от "дата" Г.Г.К. в составе 5 человек был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации по основанию обеспеченности на одного члена семьи менее учетной нормы (менее 18 кв.м).
Однако, как нуждающийся в улучшении жилищных условий Г.Г.К. при жизни не реализовал свое право, предусмотренное частью 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации - в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", то есть непосредственно с заявлением о предоставлении жилья на льготных условиях с учетом Зигангировых не обращался, как не обращался и в судебном порядке с требованием о признании Зигангировых членами своей семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом и, обращаясь к доводам апелляционной жалобы, прежде всего, принимает во внимание основание заявленных требований.
Как требование о нуждаемости в улучшении жилищных условиях, так и о членстве семьи, выдаче удостоверения, заявлены на основании абзаца 2 пункта 4 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), в соответствии с которым меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 1 части 1 названной статьи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, круг лиц, которым предоставляется право на реализацию льготного обеспечения жилой площадью за счет федерального бюджета, определен, к ним относятся только сами ликвидаторы и их вдовы.
Члены семей ликвидаторов самостоятельным правом на предоставление перечисленных мер социальной поддержки не обладают, их права лишь производны от прав лиц, обладающих специальным статусом.
Применительно к рассматриваемому спору это означает, что право на реализацию мер социальной поддержки с учетом семьи принадлежало только самому Г.Г.К. и после его смерти это право считается погашенным. Потенциальные члены семьи умершего ликвидатора не относятся к субъектам правоотношений, обладающим правовой инициативой, так как законодатель после смерти ликвидатора не предоставляет им больше благ, чем они могли бы иметь при его жизни.
Таким образом, все требования истца, действующего в своих интересах и интересах недееспособного отца, основаны на неверном толковании закона, а требования в интересах совершеннолетнего брата, обладающего правоспособностью, как заявленные с нарушением процессуального закона - в отсутствие полномочий действовать от имени другого лица, правомерно не разрешены судом по существу.
Оценив установленные выше обстоятельства, исследовав представленные доказательства, с учетом требований законодательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания истца и его отца членами семьи умершего ликвидатора, нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к правоотношениям, вытекающим из реализации мер социальной поддержки, предоставляемых участникам чернобыльской катастрофы, поскольку их совместное проживание само по себе, после смерти статусного лица, не имеет правового значения. В этой связи не являются юридически значимыми и другие обстоятельства, связанные с признанием Г.Г.К. , нуждающимся в улучшении жилищных условий в общем порядке, разводом родителей истца и переоформлением права собственности на дом, в котором проживает истец и его отец. Основания нуждаемости Зигангирова Ф.М. в улучшении жилищных условий вне рамок льготного обеспечения, не связанные с членством семьи ликвидатора, не заявлялись, и не были предметом судебного разбирательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно статье 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил:
постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку умерший участник ликвидации чернобыльской аварии при жизни не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в суд о признании других родственников членами своей семьи, то они не могут быть признаны членами его семьи после его смерти.
Таким образом, право на получение социальной выплаты на приобретение жилья имеют члены семьи самого федерального льготника - чернобыльца, реализовавшего свое право, то есть постоянно проживавшие (на момент его смерти) совместно с ним супруга, его дети и родители.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела суд не допустил грубых нарушений норм процессуального права, при которых решение суда подлежало бы безусловной отмене, и спор по существу разрешен правильно, судебная коллегия считает жалобу подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Зигангирова Ф.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.