Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Янсона А.С. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Мельникове А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе З.Н.Н. на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 28 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований З.Н.Н. к ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N35 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий", Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ", Главному управлению МЧС РФ по РТ, Министерству внутренних дел РФ о возложении обязанности восстановления в очереди на получение жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения З.Н.Н. и его представителя З.Р.Н. , поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС М.И.А. , не возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.Н.Н. обратился в суд с иском к ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N35 МЧС РФ" и ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ" о возложении обязанности восстановления в очереди на получение жилья. В обоснование исковых требований указал, что вышел в запас в 1996 году в звании прапорщика государственной противопожарной службы МВД России. Выслуга на 01 ноября 1996 года составила 20 лет. В 1978 году решением жилищно-бытовой комиссии ВПЧ N 2 ОПО N 35 (в настоящее время ФПС N35 МЧС России) он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и внесен в список очередников на улучшение жилищных условий. На 11 января 1999 года он состоял в очереди на поучение жилья вторым. В настоящее время он проживает в комнате площадью 16,8 кв.м. в составе семьи из четырех человек. До настоящего времени ни он, ни члены его семьи жильем не обеспечены.
Уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просил обязать ГУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N35 Министерства PФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий" в кратчайшие сроки восстановить его в списках очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшений жилищных условий) с момента постановки его на учет, то есть с 1978 года; обязать ГУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N35 Министерства PC делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий" в соответствии с приказом МЧС России от 25 июля 2011 года N2398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных и воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований", в кратчайшие сроки сформировать и передать в установленном порядке в Главное Управление МЧС РФ по РТ учетное (жилищное) дело З.Н.Н.
В судебном заседании истец и его представитель И.М.Ю. исковые требования поддержали.
Представитель ФГКУ "Специальное управление ФПС N35 МЧС России" С.К.Н. с иском не согласился.
Представитель ответчика ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котором просил в иске отказать.
Представители ГУ МЧС РФ по РТ, МВД РФ, пожарной части N 2 не явились.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней З.Н.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии доказательств, указывающих на наличие очереди в ВПЧ N2, где служил З.Н.Н. , и, соответственно, об отсутствии З.Н.Н. в этой очереди, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. З.Н.Н. было представлено достаточно доказательств, с приложением соответствующих документов, указывающих на получение комнаты за счет средств охраняемого объекта КАПО им.С.П. Горбунова, а так же продвижения З.Н.Н. в очереди на улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N1054 утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, в том числе, сотрудников Государственной противопожарной службы.
В соответствии с п.п. "б" п.7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется, помимо прочего, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Приказом МЧС России от 12.01.2012 г. N 5 утвержден Порядок учета системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений, разделом II которого урегулирован порядок учета спасателей МЧС России, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
Согласно п.14 указанного Порядка учета сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как видно из материалов дела, в 1996 году З.Н.Н. вышел в запас в звании прапорщика государственной противопожарной службы МВД России. Выслуга на 01 ноября 1996 года составила 20 лет.
В соответствии с письмом N 1 от 11 января 1999 года руководство и жилищно-бытовая комиссия ВПЧ N 2 ОПО N 35 (в настоящее время ФПС N35 МЧС России) ходатайствовала перед начальником жилбыт-сервис КАПО им.С.П. Горбунова о выделении З.Н.Н. освобождающейся комнаты 28 в "адрес" на семью в составе 4-х человек. При этом в письме указывается, что З.Н.Н. включен в список очередников на улучшение жилищных условий в 1978 году и состоит вторым в очереди.
Согласно Приказу МЧС России N398 от 25 июля 2011 года с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В силу п.6 Приказа начальникам территориальных органов МЧС России, командирам спасательных воинских формирований МЧС России, руководителям учреждений и организаций центрального подчинения, секретарю жилищной комиссии МЧС России до 1 декабря 2011 года было поручено передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Комиссия для рассмотрения вопросов сотрудников отдела, нуждающихся в получении отдельного жилья, улучшения жилищных условий, была создана приказом N23 от 14 января 2004 года. В соответствии с приказом N 323 от 26 декабря 2011 года с 01 ноября 2011 года деятельность жилищной комиссии ГУ "СУ ФПС N 35 МЧС России прекращена.
При этом в ФГКУ "Специальное управление ФПС N35 МЧС России" учетное (жилищное) дело на имя З.Н.Н. не передавалось и в архиве управления не имеется, в связи с чем возможность его передачи в "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" отсутствовала.
Из письма ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" за N 108-2-10-5 от 28 января 2013 года следует, что учетные (жилищные) дела Приволжскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" передавались в соответствии с актом передачи учетных (жилищных) дел. В имеющихся реестрах учетное (жилищное) дело З.Н.Н. не значится. В списках нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по ГУ МЧС России по состоянию на 01 января 2011 года он не числится и на учете сотрудников ФПС ГПС, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке, не состоит.
В ответе на запрос суда N20/2-1899 от 25 октября 2013 года МВД по РТ сообщило, что списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий ОПО N35 ВПЧ N2 (г. Казань) по обслуживанию КАПО им.С.П.Горбунова в центральную жилищную комиссию МВД по РТ также не предоставлялись. Сведениями о состоянии очередности в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий пенсионера МВД по РТ З.Н.Н. МВД по РТ не располагает.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что истец не доказал факт постановки его в 1978 году жилищно- бытовой комиссией пожарной части N 2 отдела ГПС N 35 в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. Следовательно, оснований для восстановления истца в очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется. Отсутствие права у ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" сформировать в отношении истца учетное (жилищное) дело следует из норм действующего законодательства РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в соответствии с вышеприведенными требованиями закона.
Вышеуказанные нормы права связывают обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года.
Доказательств того, что истец состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма до 01 марта 2005 года, суду не представлено.
Оценивая представленные истцом ходатайство пожарной части N 2 от 11 января 1999 года в адрес начальника жилбыт-сервиса КАПО им. С.П. Горбунова о предоставлении семье З.Н.Н. жилья и справку без даты за подписью председателя жилищно- бытовой комиссии пожарной части N 2, с указанием о состоянии его в очереди на улучшение жилищных условий, суд сделал правильный вывод о том, что данные документы не являются достаточными для подтверждения факта постановки истца на учет нуждающихся с целью предоставления ему жилого помещения по договору социального найма. Документов, послуживших основанием к выдаче справки, представлено не было. Учетное дело на имя З.Н.Н. в архив ФГКУ "Специальное управление ФПС N 35 МЧС России" и центральную жилищную комиссию МВД по РТ не поступало.
Из возражений представителя ФГКУ "Специальное управление ФПС N 35 МЧС России" на апелляционную жалобу следует, что до 2004 года жилищная комиссия в Отделе ГПС N 35 не создавалась, учет нуждающихся не велся, в связи с чем учетные дела не формировались.
Доказательств обратному истцом не представлено. Ходатайство работодателя о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда охраняемого объекта не может служить доказательством постановки истца на учет в установленном порядке в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.
В органах местного самоуправления истец на соответствующем учете не состоял и не состоит.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении истцом достаточных доказательств для удовлетворения иска не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в силу вышеизложенного.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 28 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Н.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.