Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Э.С. Каминского, Р.А. Маликова
при секретаре судебного заседания Л.Р. Галиуллиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2014 г. по гражданскому делу по заявлению Татарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Р.Г. Сафину о прекращении права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, возложении обязанности по сдаче свидетельства пилота, которым исковое заявление прокурора удовлетворено частично, постановлено:
прекратить право допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, Р.Г. Сафина, возникшее на основании свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта.
Разъяснить, что указанное решение является основанием для аннулирования свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта.
В удовлетворении требований прокурора о возложении на Р.Г. Сафина обязанности по сдаче свидетельства пилота после вступления решения суда в законную силу - отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта - Р.М. Малмыгиной, Д.А. Архипова, поддержавших апелляционную жалобу, Р.Г. Сафина и его представителя А.В. Ритман, представителя частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" - В.М. Ломаева, согласившихся с апелляционной жалобой, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татарский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Р.Г. Сафину о прекращении права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, возложении обязанности по сдаче свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна.
В обоснование требований указано, что Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов в Частном образовательном учреждении "Авиационный учебный центр "Авиатор".
Согласно свидетельству N 0188/13, выданному исполняющим обязанности директора Частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" В.М. Ломаевым, в период с 09 января 2013 г. по 02 февраля 2013 г. Р.Г. Сафин прошел обучение по программе "Переподготовка летного состава на сверхлегкие воздушные суда", в том числе прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение.
Вышеуказанные дисциплины на основании задания на тренировку Р.Г. Сафиным пройдены 02 февраля 2013 г., и по ним 20 февраля 2013 г. приняты экзамены В.К. Чупарковым, который оказывает услуги Частному образовательному учреждению "Авиационный учебный центр "Авиатор" на основании договора по обучению управления воздушным судном от 09 января 2013 г. N 10/ДП.
При этом В.К. Чупарков не включен в состав Территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, а также не является членом рабочей группы Территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от Частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор", которым предоставлено право проверки теоретических знаний и практических навыков.
Таким образом, обучение Р.Г. Сафина по программе переподготовки пилотов на сверхлегкие воздушные суда осуществлялось лицом, которое не наделено такими полномочиями, а также не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности и сертификата о соответствии требованиям федерального законодательства.
В нарушение действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, председателем Территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Д.В. Архиповым не были истребованы необходимые сведения для проверки достоверности предоставленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, вследствие чего 28 февраля 2013 г. принято решение по присвоению квалификации пилота любителя (частного пилота) сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации (дельталета) с выдачей Р.Г. Сафину свидетельства N URL 001999 на допуск к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением.
В связи с изложенным, прокурор просил суд прекратить право допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, Р.Г. Сафина, возникшее на основании свидетельства от 28 февраля 2013 г. N URL 001998, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, и обязать Р.Г. Сафина незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL 001999 в Татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Камского транспортного прокурора Л.Р. Минимуллина исковые требования поддержала.
Р.Г. Сафин в судебное заседание суда первой инстанции не явился, судом о времени и месте рассмотрения дела извещался. Ранее в судебном заседании Р.Г. Сафин и его представитель с заявленными прокурором требованиями не согласились.
Представители Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта - Д.В. Архипов, Р.М. Малмыгина просили отказать в удовлетворении заявления прокурора.
Представитель частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" - В.М. Ломаев также просил отказать в удовлетворении заявления прокурора.
Городской суд исковое заявление прокурора удовлетворил частично, приняв решение в вышеизложенной формулировке.
Татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта не согласилось с решением суда в части прекращения права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, Р.Г. Сафина, возникшее на основании свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда в указанной части, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права - суд применил норму права, не подлежащую применению, а именно Постановление Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 670, не применимую к отношениям, возникшим до принятия указанного акта.
В обоснование апелляционной жалобы податель приводит доводы, изложенные в возражениях относительно исковых требований прокурора, обстоятельства дела.
Также указывает, что "лист оценок" проверки знаний по специальным дисциплинам на допуск к самостоятельным полетам в качестве Командира воздушного судна (дельталета) не является документом, на основании которого выдается свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна, он служит для дополнительного ознакомления с кандидатом и дополнительной проверки уровня его знаний.
Кроме того, податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о неправомерности подготовки Р.Г. Сафина пилотом - инструктором В.К. Чупарковым, в том числе со ссылкой на отсутствие в свидетельстве В.К. Чупаркова (в разделе XIII), отметки пилот - инструктор - экзаменатор.
При этом, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно абзацу 14 раздела 2 методических рекомендаций по организации подготовки и аттестации пилотов СВС, утвержденных 26 ноября 2010 г., при замене свидетельств пилотов СЛА на свидетельства пилотов СВС в соответствии с приказом руководителя Росавиации от 17 мая 2010 г. N 172 в свидетельство пилота СВС вносятся все квалификационные и другие отметки, занесенные в свидетельство пилота СЛА. Пилотам СЛА, имеющим квалификационную отметку пилота - инструктора при замене свидетельства вносится одновременно отметка "Разрешить проведение первоначальной подготовки пилотов гражданских сверхлегких воздушных судом авиации общего назначения - (указывается класс СВС) по полной программе подготовки пилотов СВС, утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации".
До замены свидетельства пилота СЛА на свидетельство пилота СВС В.К. Чупарков в свидетельстве СЛА имел квалификационную отметку "Дельталеты Пилот СЛА - Инструктор", получение отметки о разрешении проведения первоначальной подготовки пилотов гражданских СВС в разделе XIII не требовало дополнительного учреждения протоколом рабочей группы высшей квалификационной комиссии СВС. Указанная отметка автоматически без дополнительных согласований и учреждений должна быть проставлена в свидетельстве пилота СВС В.К. Чупаркова. Отсутствие данной отметки не свидетельствует о неправомерности действий В.К. Чупаркова по подготовке пилотов и проверке теоретических и практических знаний и навыков, а лишь свидетельствует об ошибочном невнесении данной записи в свидетельство.
Таким образом, формальное нарушение в виде привлечения В.К. Чупаркова, не имеющего необходимой записи в свидетельстве пилота СВС, к проверке знаний - фактически нарушением не является. Следовательно, пилот - инструктор В.К. Чупарков привлекался как специалист необходимого узкого профиля.
В остальной части решение суда не обжалуется, поэтому проверка законности данного решения апелляционной инстанцией осуществляется в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части по доводам жалобы, поскольку оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, по мнению Судебной коллегии, не имеется.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представители Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта - Р.М. Малмыгина, Д.А. Архипов апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить в указанной части, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Р.Г. Сафин и его представитель А.В. Ритман с апелляционной жалобой согласились, просили решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" - В.М. Ломаев с апелляционной жалобой согласился, просил решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Татарский транспортный прокурор в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, судом о времени и месте рассмотрения дела должным образом извещался.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта - Р.М. Малмыгиной, Д.А. Архипова, Р.Г. Сафина и его представителя А.В. Ритман, представителя частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" - В.М. Ломаева, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании статьи 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (часть 1 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации). Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации (часть 2). Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Согласно статье 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также к деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство).
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.
На основании статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
В силу пунктов 1 - 4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 396 от 30 июля 2004 г., федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно- космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральное агентство воздушного транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (в редакции от 15 августа 2012 г.) "Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", к числу полномочий Росавиации отнесены: выдача лицензий и сертификатов, в том числе сертификатов (свидетельств) авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование.
Лица, принимаемые в состав авиационного персонала, должны быть обладателями следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера (пункт 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147.
Согласно пунктам 1.3 Приказа Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.
Судом по делу установлено, что в период с 09 января 2013 г. по 02 февраля 2013 г. Р.Г. Сафин прошел обучение по программе "Переподготовка летного состава на сверхлегкие воздушные суда", в том числе наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение в частном образовательном учреждении "Авиационный учебный центр "Авиатор".
02 ноября 2011 г. частное образовательное учреждение "Авиационный учебный центр "Авиатор" зарегистрировано в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N1091600003252 от 02 ноября 2011 г., свидетельством о внесении записи в указанный реестр.
Деятельность частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор" осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан 30 января 2012 г. за регистрационным N 3337, а также свидетельства (сертификата) N 181, выданного 26 декабря 2012 г. Федеральным агентством воздушного транспорта Росавиации.
Вышеназванные дисциплины на основании задания на тренировку Р.Г. Сафиным пройдены 02 февраля 2013 г. и по ним 20 февраля 2013 г. приняты экзамены В.К. Чупарковым, который оказывает услуги частному образовательному учреждению "Авиационный учебный центр "Авиатор" на основании договора от 09 января 2013 г. N 10/ДП по обучению управления воздушным судном. Факт принятия В.К. Чупарковым экзаменов у Р.Г. Сафина подтверждается зачетно-экзаменационным листом и заданием на тренировку. Проверка теоретических и практических навыков Р.Г. Сафина по иным дисциплинам, приняты штатными преподавателями частного образовательного учреждения "Авиационный учебный центр "Авиатор".
По результатам обучения Р.Г. Сафина частное образовательное учреждение "Авиационный учебный центр "Авиатор" направило в территориальную квалификационную комиссию Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта представление о присвоении квалификации пилота любителя сверхлегкого воздушного судна.
Решением территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта от 28 февраля 2013 г. Р.Г. Сафину присвоена квалификация пилота-любителя гражданской авиации сверхлегкого воздушного судна, выдано свидетельство пилота с допуском к полетам в качестве командира воздушного судна дельталета с балансирным управлением с выдачей свидетельства N URL 001999 на допуск к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна на дельталете с балансирным управлением днем в ВМУ по ПВП.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что подготовка и проверка знаний Р.Г. Сафина по программе "Переподготовка летного состава на сверхлегкие воздушные суда" осуществлялась лицом - В.К. Чупарковым, которое не наделено такими полномочиями, вследствие чего, в нарушение норм воздушного законодательства председатель Территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта Д.В. Архипов, не истребовав необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений, вынес неправомерное решение по присвоению Р.Г. Сафину квалификации пилота - любителя (частного пилота) сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации (дельталет) с выдачей свидетельства.
Вместе с тем, Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в данном случае предмета спора, в связи со следующим.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна Р.Г. Сафину выдано в нарушение требований законодательства, поскольку его обучение проводилось неуполномоченным лицом.
Между тем районным судом не принято во внимание то обстоятельство, что срок действия выданного Р.Г. Сафину свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна истек 21 января 2014 года.
В соответствии с пунктом 6.9. Временного положения о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации от 21 мая 2010 г., утвержденного заместителем руководителя Росавиации, председателем Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации В.И. Дмитриевым, владелец свидетельства утрачивает права, представляемые свидетельством, указанные в пунктах II и XII, в случае: отсутствия отдельных листов в свидетельстве; окончания срока действия свидетельства (медицинского заключения); утери или хищения свидетельства.
Согласно пункту 11.5 Временного положения о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации от 21 мая 2010 г., утвержденного заместителем руководителя Росавиации, председателем Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации В.И. Дмитриевым, продление срока действия свидетельств проводится на основании: справки о прохождения ВЛЭК; листа оценок о сдаче теоретических экзаменов (действительны в течение 12 месяцев - пункт 9.9 Временного положения); результатов о проверке практической работы и тренировки на комплексном тренажере (действительны в течение 3 месяцев - пункт 10.6 Временного положения).
Таким образом, право допуска Р.Г. Сафина к полетам на день рассмотрения дела прекращено за истечением срока действия свидетельства, а результаты проверки практических знаний, принятые В.К. Чупарковым В.К. не являются основанием для продления срока свидетельства в связи с истечением срока действия результатов проверки практической работы Р.Г. Сафина.
По приведенным мотивам принятое судом решение подлежит отмене в части прекращения права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, Р.Г. Сафина, возникшее на основании свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта с принятием нового судебного акта в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2014 г. по данному делу в части прекращения права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением, Р.Г. Сафина, возникшее на основании свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от 28 февраля 2013 г. N URL, выданного Татарским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального Агентства воздушного транспорта отменить, принять новое решение.
В удовлетворении требований Татарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Р.Г. Сафину о прекращении права допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна - дельталета с балансирным управлением отказать.
В остальной части решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2014 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.