Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Губернаторова Ю. Ю., Сухачевой Т. Ю.
при секретаре Максутовой С. Ж.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Астрахани на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 19 февраля 2014 года по делу по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Астрахани, Министерству образования и науки Астраханской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указано, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения прав детей на дошкольное образование, в ходе которой установлено, что на территории "адрес" осуществляют деятельность "данные изъяты" муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждения, в которых воспитывается "данные изъяты" детей. В настоящее время фактическая посещаемость не превышает установленной нормы. На ДД.ММ.ГГГГ на учете по устройству в дошкольные образовательные бюджетные учреждения по "адрес" состоит "данные изъяты" детей. Вышеизложенное свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц на получение дошкольного образования. На согласовании в Администрации г. Астрахани находится проект поэтапной программы по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях МО " Город Астрахань " на 2013 - 2015 годы, где на территории Трусовского района г. Астрахани запланировано строительство шести детских садов на "данные изъяты" человек, а также капитальный ремонт МБДОУ N и перепрофилирование МБОУ " НШДС N ", в результате которых будет создано "данные изъяты" мест. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Спрос на дошкольное образование в Трусовском районе на текущее время превышает предложение в значительной степени, а принятый Администрацией г. Астрахани проект программы на развитие системы дошкольного образования на территории района предусматривает конечную цель реализации - предоставление мест лишь "данные изъяты" детей, состоящих на учете по устройству в дошкольные образовательные учреждения. прокурор Трусовского района г. Астрахани просит суд возложить обязанность на Администрацию г. Астрахани, Министерство образования и науки Астраханской области в течении одного года с момента вступления в силу решения суда создать места в дошкольных образовательных учреждениях Трусовского района г. Астрахани согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани - Базаралиева А. В. иск поддержала. Представитель Администрации г. Астрахани - Тулякова Ю. А. возражала относительно исковых требований. Представитель Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политики Администрации г. Астрахани - Кузнецова И. Н. просила в иске отказать.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 19 февраля 2014 года на Администрацию г. Астрахани возложена обязанность в течении одного года с момента вступления в силу решения суда создать места в дошкольных образовательных учреждениях Трусовского района г. Астрахани согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования.
В апелляционной жалобе Администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что судом оставлено без внимания то, что Администрацией предприняты меры по увеличению мест с дошкольных учреждениях, суд не принял во внимание мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях на всей территории г. Астрахани, так как отсутствует нормативный акт, устанавливающий закрепление за дошкольными образовательными учреждениями конкретных территорий и прием в них детей по принципу места жительства, суд не принял во внимание долгосрочную целевую программу, полагают, что Администрация г. Астрахани во исполнение Закона принимает меры пор исполнению обязанности представления общедоступного бесплатного дошкольного образования, кроме того, в деле имеются сведения о наличии в Трусовском районе свободных мест в детских группах.
Заслушав представителя Администрации г. Астрахани - Тулякову Ю. А., поддержавшую жалобу, прокурора Остроухову Н. А., возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду его законности и обоснованности.
Из дела видно, что что прокуратурой Трусовского района г. Астрахани проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения прав детей на дошкольное образование, в ходе которой установлено, что на территории Трусовского района г. Астрахани осуществляют деятельность "данные изъяты" муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждения, в которых воспитывается "данные изъяты" детей. В настоящее время фактическая посещаемость не превышает установленной нормы. На ДД.ММ.ГГГГ на учете по устройству в дошкольные образовательные бюджетные учреждения по "адрес" состоит "данные изъяты" детей
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 " Об образовании "). Частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации " Об образовании " установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения относится организация предоставления дополнительного образования детям. Согласно части 1 статьи 64 Закона РФ " Об образовании " дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ, в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
По смыслу приведенных правовых норм, именно органы местного самоуправления обязаны организовать предоставление дополнительного образования детям на территории соответствующего образования путем создания муниципальных дошкольных образовательных учреждения либо мест в этих учреждениях.
Совокупность представленных сторонами доказательств свидетельствует об отсутствии необходимого количества дошкольных образовательных учреждений и мест в уже существующих учреждениях на территории Трусовского района г. Астрахани.
Учитывая, что спрос на дошкольное образование в Трусовском районе г. Астрахани на текущее время превышает предложения в значительной степени, районный суд правомерно удовлетворил иск прокурора, так как обязанность по организации обеспечения общедоступности дошкольного образования на территории района ответчиком не исполнена. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что д оводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию представителя Администрации г. Астрахани, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 19 февраля 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.