Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Ожеговой И.Б.,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой Н. А. к администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о признании права собственности на жилое помещение
по апелляционной жалобе Михайловой Н.А. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Михайлова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области", указав, что ДД.ММ.ГГГГ ее бывшему супругу Михалову С.Б. в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на состав семьи из четырех человек выдан ордер на право вселения в жилое помещение по адресу: "адрес".
Она вселилась в вышеуказанную квартиру в качестве члена семьи нанимателя, зарегистрирована по указанному выше адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
В 2006 году брак между ней и Михайловым С.Б. расторгнут, после чего ее бывший супруг снялся с регистрационного учета и уехал на постоянное место жительства в другой регион.
В августе 2013 года она обратилась в администрацию муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако получила отказ в его удовлетворении по мотиву того, что жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит.
В связи с невозможностью разрешить возникший спор в досудебном порядке истец просила признать за ней право собственности на квартиру N в "адрес" в порядке приватизации.
В судебном заседании Михайлова Н.А. изменила требования и просила признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", утратившим статус служебного, признать за ней и за её дочерью право собственности на указанное жилое помещение и обязать администрацию муниципального образования ЗАТО "Знаменск Астраханской области" заключить с ней договор передачи квартиры N по "адрес" в ее собственность по правилам ст. 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Представитель администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" Егупова Н.В. иск не признала.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2014 года в удовлетворении иска Михайловой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе Михайлова Н.А. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области", третье лицо Михайлова Е.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения Михайловой Н.А., поддержавшей апелляционную жалобу, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со 4 вышеназванного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ КЭУ Капустиноярского военного округа гарнизона СКВО Министерства обороны выдан ордер на право занятия военнослужащим Михайловым С.Б. и членами его семьи - супругой Михайловой Н.А., детьми - Михайловой О., Михайловой Е. квартиры N "адрес"
С ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Н.А. поставлена на регистрационный учет по адресу: "адрес".
Постановлением главы администрации г. Знаменск Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение по адресу: "адрес" признано служебным.
Брак между Михайловой Н.А. и Михаловым С.Б расторгнут.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу положений статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, действующим законом решение вопроса об отнесении жилого помещения к числу служебных и исключении из числа служебных отнесено исключительно к компетенции органа, осуществляющего управление муниципальным имуществом, и не предусматривает возможности судебного порядка изменения его режима.
Вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Дав оценку доказательствам по делу и установив, что спорное жилое помещение ведено в категорию служебного, и этот статус сохраняет до настоящего времени, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат положений, в силу которых на собственника жилищного фонда может быть возложена обязанность по исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, спорная квартира была предоставлена военнослужащему Михайлову С.Б. Министерством обороны Российской Федерации.
Между тем, договор найма жилого помещения, написанный на типовом бланке между муниципальным предприятием "ЖЭК" ЗАТО Знаменск Астраханской области и Михаловым С.Б. не соответствует решению органа местного самоуправления об определении статуса спорного жилого помещения, а именно внесении квартиры N в "адрес" в разряд служебных. При этом в тексте договора сведения о Михайловой Н.А. отсутствуют.
После того, как бывший наниматель жилого помещения был снят с регистрационного учета и выехал в другое место жительства, истец не заключила новый договор найма жилого помещения.
Таким образом, доводы Михайловой Н.А. на имеющийся в материалах дела договор найма являются несостоятельными.
Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости и реестре федерального имущества также не свидетельствует о возможности отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных по существу выводов суда и не являются основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 21 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайловой Н. А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.