Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Давыдович Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области Оськиной Н.Н. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 17 января 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Швецовой М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю. , судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Швецова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 15 февраля 2013 года N об отказе в назначении социальной пенсии и обязании назначить ей социальную пенсию с 1 февраля 2013 года.
В обоснование своих требований истец указала, что она по национальности вепс и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепского народа в д. Казычинская Подпорожского района Ленинградской области (Винницкое сельское поселение), достигла 50-летнего возраста (дата рождения 5 мая 1961 года), потому в силу Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет право на социальную пенсию, однако в назначении данной пенсии ответчиком отказано, истец считает такой отказ незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, пояснив, что ее родители по национальности являются вепсами, она также считает себя по национальности вепсом, разговаривает на вепском языке, соблюдает традиции вепского народа, занимается сбором лесных ягод, грибов, выращивает овощи, по заказам вяжет паласы, ранее, вместе с родителями держали корову, телят, овец.
Представитель ответчика исковые требования не признала, просили в их удовлетворении отказать.
Третье лицо - Администрация МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 17 января 2014 года исковые требования Швецовой М.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и указывая, что судом были подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера" с "Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", поскольку в соответствии со ст. 1 Закона N 4520-1-ФЗ действие данного закона распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому социальные гарантии в виде досрочного назначения социальной пенсии распространяются на малочисленные народы, которые проживают в указанных условиях, тогда как то, что истица относится к малочисленным народам именно Севера в суде установлено не было.
В представленных судебной коллегии возражениях на апелляционную жалобу Швецова М.В. с доводами жалобы не согласна, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав объяснения представителей ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Швецова М.В., 05.05.1961 года рождения, по национальности вепс, проживающая в муниципальном образовании "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" 6 февраля 2013 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа от 25 февраля 2013 года в назначении указанной пенсии Швецовой М.В. было отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует пп. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Согласно Перечня районов Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10..11.67 г. N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при достижении Швецовой М.В. возраста 50 лет у нее возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N631-р, и занятия Швецовой М.В. традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631 -р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Швецова М.В. является вепсом, что подтверждается свидетельством о ее рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков - деревне Казыченская Подпорожского района Ленинградской области, достигла возраста 53 лет, соблюдает традиции вепского народа. Свободно владеет и разговаривает на вепсском языке.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 25 февраля 2013 года N об отказе в назначении социальной пенсии Швецовой М.В. и обязании ответчика назначить Швецовой М.В. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера с 1 февраля 2013 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 17 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области Оськиной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.