судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.,
судей Земцовой М.В., Прудентовой Е.В.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе начальника ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области Буданова М.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04 марта 2014 года, которым постановлено:
Иск Зиминой О.Б. удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Зиминой О.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Зиминой О.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры 6 отделения (стационарно-поликлинического) "данные изъяты" календарном исчислении, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты интенсивной терапии 5 отделения (хирургического), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии группы анестезиологии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии и реаниматологии "данные изъяты" а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении анестезиологии-реанимации "данные изъяты" (включая период нахождения на курсах повышения квалификации) в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Зиминой О.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Не соглашаясь с указанным решением, Зимина О.Б. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать вышеуказанное решение комиссии незаконным и обязать ответчика включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию были необоснованно исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры 6 отделения (стационарно-поликлинического), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты интенсивной терапии 5 отделения (хирургического), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии группы анестезиологии и реанимации "данные изъяты" а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности и.о. старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации "данные изъяты". Полагает, что все спорные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении - 1 год как 1 год 6 месяцев.
В судебном заседании Зимина О.Б. исковые требования уточнила относительно периодов, подлежащих включению в стаж. Просила дополнительно включить в специальный стаж в льготном исчислении период работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии и реанимации, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачесть в календарном исчислении.
Ленинский районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФР по г. Пензе Пензенской области Буданов М.Ю. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает, что суд принял решение с существенным нарушением норм материального права. Согласно Постановления Минтруда России от 14.05.2001 N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях" работа в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 N 464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включалась в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Из представленных истцом документов нельзя сделать вывод о том, в каком структурном подразделении территориального медицинского объединения она работала. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусмотрено включение в льготном исчислении в стаж работы в отделении анестезиологии и реанимации в должности медицинской сестры-анестезиста. Должность старшей медицинской сестры-анестезиста данным списком не предусмотрена. Хотя объем обязанностей старшей медицинской сестры-анестезиста охватывает должностные обязанности медицинской сестры-анестезиста, отождествление данных должностей невозможно, так как "старшая медицинская сестра" и "медицинская сестра" - две отдельные должности.
Истец Зимина О.Б. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ УПФР по г. Пензе Пензенской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещены. В силу ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно руководствовался ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Зимина О.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении трудовой пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж Зиминой О.Б.:
-периоды работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры 6 отделения (стационарно-поликлинического), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты интенсивной терапии 5 отделения (хирургического), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии группы анестезиологии и реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палаты реанимации и интенсивной терапии группы анестезиологии и реаниматологии по тем основаниям, что в числе лечебно-профилактических структурных подразделений территориальных медицинских объединений, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, данные структурные подразделения не поименованы;
-периоды работы в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности и.о. старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включая период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности старшей медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации по тем основаниям, что данная должность не предусмотрена Списками и Правилами.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности требований истца, исходил из того, что ТМО "Фтизиатрия" являлось противотуберкулезным учреждением, которое имело различные наименования с момента создания в связи с проводимыми организационными мероприятиями. В 1988 году на базе трех терапевтических отделений было создано туберкулезно-диагностическое отделение с целью лечения больных туберкулезом и улучшения качества диагностического обследования.
В соответствии с постановлением Пензенского Областного Совета народных депутатов от 31 октября 1990 года N 343 и приказа Отдела здравоохранения от 11 декабря 1990 года N 424 Пензенская противотуберкулезная служба была реорганизована в территориальное объединение "Фтизиатрия", в состав которой вошли все имеющиеся в области противотуберкулезные учреждения. На основании приказа Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395 и приказа Минздрава Пензенской области от 23 октября 2000 года N 243 ТМО "Фтизиатрия" переименовано в ГУЗ "Пензенский областной противотуберкулезный диспансер", который преобразован в ГУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер" на основании Постановления Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1030-пП.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией приказа отдела здравоохранения N 424 от 11.12.90, исторической справкой, копией Устава ГУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер", копией Устава "данные изъяты"
В соответствии со Списком учреждений и должностей, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.02, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, включается работа в должности медсестры противотуберкулезного диспансера (п.15 раздела "Наименование учреждений).
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Кроме того, часть спорного периода работы истицы приходится на действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, которым устанавливалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Поскольку "данные изъяты" являлось лечебно-профилактическим учреждением, занимающимся оказанием медицинской помощи больным туберкулезом, работа в данном учреждении подлежит включению в стаж в соответствии с вышеназванными нормативными актами.
При этом, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (которое подлежит применению к спорным периодам работы истицы, имевшим место до 01 ноября 1999 года), было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 (действовавшим до 06.11.02) был утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, в соответствии с которым в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении включаются периоды работы в должности медицинских сестер-анестезистов, палатных медсестер в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в п. 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка.
Аналогичный порядок исчисления предусмотрен Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности и в структурном подразделении, работа в котором подлежит льготному исчислению, что не оспаривалось представителем ответчика, указанный период работы подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу, что период работы истицы в должности и.о. старшей медицинской сестры и старшей медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в стаж в льготном исчислении. Действительно Перечнем структурных подразделений и должностей, работа в которых подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, утв. Постановлением Правительства РФ N 781, предусмотрена должность медсестры отделения анестезиологии и реанимации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что характер и специфика выполняемой истицей работы с учетом целей и задач структурного подразделения, в котором она осуществляла трудовую деятельность (отделение анестезиологии-реанимации), соответствовали тем, с наличием которых закон связывает право на льготное исчисление стажа.
Так, анализ должностных инструкций старшей медицинской сестры и медицинской сестры позволил суду первой инстанции прийти к выводу о том, что в должностные обязанности старшей медицинской сестры наряду с обязанностями медицинской сестры (участие в операциях, преднаркозной подготовке больных к операции, профилактике осложнений в ходе и после операций, подготовке наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры и рабочего места к работе, контроль исправности и правильности эксплуатации аппаратуры, контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, дозировкой лекарственных средств во время преднаркозной подготовки, наркоза, посленаркозного периода, участие в проведении реанимационных мероприятий, обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала) входят дополнительные обязанности, связанные с организацией труда среднего и младшего медицинского персонала, хранением и учетом наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, контролем за надлежащим санитарно-гигиеническим состоянием помещений, ведением необходимой учетно-отчетной документации. Объем обязанностей старшей медицинской сестры охватывает должностные обязанности медицинской сестры.
Выполнение истицей работы, охватываемой характеристикой работы медицинской сестры, подтверждается картами течения анестезии, в которых истица указана в составе операционной бригады.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении N 11-П от 3.06.2004 "По делу о конституционности положений подпунктом 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктом 1 и 2 статьи 31 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ ... " указывал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав, свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что выполнение истицей обязанностей в объеме должностных обязанностей медсестры не может влечь разного подхода относительно порядка зачета в стаж, дающий право на досрочную пенсию, спорных периодов и будет означать неоправданное ограничение права истицы на пенсию, поскольку собранными по делу доказательствами подтверждается факт ее работы в тех же условиях, что и работа медицинских сестер.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица направлялась на курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы и сохранением средней заработной платы, что подтверждается справкой "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Поскольку он приходится на период работы, подлежащей льготному исчислению, этот период также подлежит включению в стаж в льготном исчислении, как и сама работа.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку стаж работы Зиминой О.Б. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил 30 л.13 дн., что дает право на пенсию, решение комиссии об отказе в назначении пенсии подлежит признанию незаконным и права истца подлежат восстановлению путем понуждения ответчика к назначению истице трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 14 августа 2013 года (т.е. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно Постановления Минтруда России от 14.05.2001 N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях" работа в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 N 464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включалась в стаж, дающий право на досрочную пенсию; из представленных истцом документов нельзя сделать вывод о том, в каком структурном подразделении территориального медицинского объединения истец работала, необоснованны. В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд первой инстанции оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд правильно отразил в решении, обоснованно пришел к выводу, что ТМО "Фтизиатрия" являлось лечебно-профилактическим учреждением, занимающимся оказанием медицинской помощи больным туберкулезом, работа в данном учреждении подлежит включению в стаж в соответствии с изложенными судом нормативными актами и доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусмотрено включение в льготном исчислении в стаж работы в отделении анестезиологии и реанимации в должности медицинской сестры-анестезиста; должность старшей медицинской сестры-анестезиста данным списком не предусмотрена, необоснованны. Отказывая во включении в специальный стаж периодов работы в "данные изъяты" пенсионный орган исходил из того, что должность старшей медсестры не предусмотрена Перечнем структурных подразделений и должностей, работа в которых подлежит зачету в стаж. Данный вывод является ошибочным, поскольку Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 предусмотрена должность старшей медицинской сестры.
Доводы жалобы аналогичны возражениям ответчика по заявленным требованиям, которым судом в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на соответствующие нормы материального права. По существу эти доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иную оценку доказательств, отличную от данной судом первой инстанции, оснований для такой переоценки доказательств не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда. Обстоятельства, имеющие значение по делу, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую оценку. Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области Буданова М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.