Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Бондаревой Н.А., Марисова А.М.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске делопо заявлению Бирюкова Е. В. об оспаривании решения Комиссии Департамента лесного хозяйства Томской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Томской области, проходящих службу в Департаменте лесного хозяйства Томской области, и урегулированию конфликта интересов, от 18.12.2013 поапелляционной жалобе представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е. на решение Зырянского районного суда Томской области от 06 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Марисова А.М., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бирюков Е.В. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что он работал в Департаменте лесного хозяйства Томской области в должности главного специалиста Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора. В июле 2013 года был уволен и с 18.11.2013 принят на работу в Областное государственное автономное учреждение "Томское лесохозяйственное производственное объединение" (далее - ОГАУ "Томсклесхоз") на должность мастера леса отдела лесопользования в Зырянском районе. Не согласен с принятым Комиссией решением от 18.12.2013, поскольку ОГАУ "Томсклесхоз" образовано в ноябре 2013 года после его увольнения с государственной гражданской службы Томской области. При работе в Департаменте лесного хозяйства Томской области он не знал о существовании ОГАУ "Томсклесхоз", которое на территории Зырянского района не осуществляло производственную деятельность. Проверочные работы в отношении ОГАУ "Томсклесхоз" он не проводил, дела об административном правонарушении в отношении ОГАУ "Томсклесхоз" не возбуждал, акты не составлял, переписку не вел, его родственники там не работали, отдельные функции государственного управления ОГАУ "Томсклесхоз" не входят в должностные обязанности, которые он исполнял в должности главного специалиста. При вынесении решения Комиссия руководствовалась тем, что он мог выполнять определенные функции в отношении ОГАУ "Томсклесхоз", не установив, осуществлял ли он проверочные мероприятия в отношении данного учреждения. Считает, что Комиссия была не вправе рассматривать вопрос о его приеме на работу в ОГАУ "Томсклесхоз".
В судебном заседании Бирюков Е.В. и его представитель Федосеев В.Ф. заявленные требования поддержали.
Представитель Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Указал, что запрос о даче согласия на замещение должности в ОГАУ "Томсклесхоз" от Бирюкова Е.В. в Комиссию не поступал. Основанием для заседания Комиссии явились сведения о трудоустройстве Бирюкова Е.В., ранее являвшегося государственным гражданским служащим Томской области, в ОГАУ "Томсклесхоз" в отсутствие согласия Комиссии. Комиссия установила обязательность наличия согласия Комиссии на заключение трудового договора с Бирюковым Е.В. Решение Комиссии носит уведомительный характер для ОГАУ "Томсклесхоз" Заявитель являлся государственным гражданским служащим Департамента лесного хозяйства, в его должностные обязанности входила охрана лесов, пожарного надзора, в том числе такие действия могли осуществляться в отношении ОГАУ "Томсклесхоз", заявитель мог выявлять административные правонарушения. Бирюков Е.В. мог осуществлять свои обязанности в отношении ОГАУ "Томсклесхоз". Выводы Комиссии были основаны на выполнении функциональных обязанностей главного специалиста Департамента лесного хозяйства, которые он мог выполнять в отношении ОГАУ "Томсклесхоз", деятельность которого связана с охраной, защитой лесов. Считает, что решение Комиссии для заявителя не имеет правовых последствий ввиду его рекомендательного характера.
Дело рассмотрено судом без участия представителя ОГАУ "Томсклесхоз", извещенного надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения.
Решением Зырянского районного суда Томской области от 06.02.2014 на основании ч.1 ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.100, 194-198, ч.1 ст.249, ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.3.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ч.4 ст.1, ч.1, 3, 4, 6 ст.12, Федерального закона от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции" заявление Бирюкова Е.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований Бирюкова Е.В., указывая, что в функции и должностные обязанности Бирюкова Е.В. в период работы в Департаменте лесного хозяйства Томской области входили функции управления государственного (административного) управления ОГАУ "Томсклесхоз" (ранее - ОГБУ "Лесной имущественный центр") в части осуществления за этой организацией мероприятий по федеральному государственному лесному надзору и федеральному государственному пожарному надзору в лесах. Комиссия выявила наличие взаимосвязи сферы деятельности ОГАУ "Томсклесхоз" с полномочиями (функциями) Департамента лесного хозяйства Томской области, в связи с чем пришла к выводу о необходимости получения Бирюковым Е.В. согласия от Комиссии.
В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие Бирюкова Е.В. и представителя ОГАУ "Томсклесхоз", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся также в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В части 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бирюков Е.В. с 29.12.2012 по 22.07.2013 замещал должность главного специалиста Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области.
Указанная должность включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Томской области в Департаменте лесного хозяйства Томской области, при назначении на которые и при замещении которых государственные гражданские служащие Томской области обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 15.02.2013 N 23.
Согласно трудовому договору от 18.11.2013 N247/13, приказу о приеме на работу от 18.11.2013 Бирюков Е.В. принят на работу в ОГАУ "Томсклесхоз" в отдел лесопользования (рабочее место /__/) на должность мастера леса.
26.11.2013 ОГАУ "Томсклесхоз" уведомило начальника Департамента лесного хозяйства Томской области о заключении бессрочного трудового договора с Бирюковым Е.В. (л.д.132, т.1).
18.12.2013 состоялось заседание Комиссии Департамента лесного хозяйства Томской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Томской области, проходящих службу в Департаменте лесного хозяйства Томской области, и урегулированию конфликта интересов (л.д.10-13, т.1), на котором было принято решение рекомендовать Департаменту лесного хозяйства Томской области уведомить ОГАУ "Томсклесхоз" о том, что трудовой договор от 18.11.2013 N247/13 заключен с Бирюковым Е.В. с нарушением ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В связи с решением Комиссии от 18.12.2013 трудовой договор от 18.11.2013, заключенный Бирюковым Е.В. с ОГАУ "Томсклесхоз", был расторгнут, он уволен с 10.01.2014 на основании п. 13 ст. 83 ТК РФ.
Удовлетворяя требования Бирюкова Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что Бирюков Е.В. не осуществлял функций государственного управления в отношении ОГАУ "Томсклесхоз", решение Комиссии принято с нарушением процедуры при проведении заседания.
Судебная коллегия находит выводы суда не соответствующими закону и обстоятельствам дела.
По смыслу ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что необходимость получения согласия комиссии на трудоустройство бывшего государственного служащего в организациях, обусловлено выполнением им отдельных функций государственного управления данными организациями.
В соответствии с ч. 4 ст.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" к вышеуказанным функциям относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Из дела следует, что в перечень обязанностей Бирюкова Е.В. как государственного гражданского служащего входило выполнение функций государственного управления, включая осуществление надзорных функций в рамках федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах за подведомственными учреждениями, в том числе и за ОГАУ "Томсклесхоз", возбуждение дел об административных правонарушениях, а также выдача обязательных для исполнения предписаний в рамках осуществления лесного и пожарного надзора.
Правомерность оспариваемого решения Комиссии от 18.12.2013 подтверждается должностным регламентом государственного гражданского служащего Томской области, замещающего должность главного специалиста Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области, утвержденным 28.11.2012, согласно которому в служебные обязанности Бирюкова Е.В. входило выполнение перечисленных выше функций.
Само по себе отсутствие конкретных решений Бирюкова Е.В. в отношении ОГАУ "Томсклесхоз" не свидетельствует о том, что функции государственного управления данной организацией им не выполнялись, так как их осуществление в любом случае входило в круг его служебных обязанностей.
Суд первой инстанции указанных обстоятельств не учел, что повлекло принятие неправильного решения.
То обстоятельство, что ОГАУ "Томсклесхоз" создано по распоряжению администрации Томской области от 02.10.2013 не может служить основанием для удовлетворения требований Бирюкова Е.В., поскольку создание данного учреждения осуществлено путем изменения типа существующего областного государственного бюджетного учреждения "Лесной имущественный центр", в отношении которого выполнялись функции государственного управления.
Судебная коллегия также находит ошибочными выводы суда относительно того, что оспариваемое решение Комиссии принято с нарушением процедуры при проведении заседания.
Согласно п. 8 Положения о Комиссии, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 15.02.2013 N 21, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
Как следует из протокола заседания Комиссии от 18.12.2013, в нем принимали участие три четверти членов Комиссии. Поэтому неучастие в голосовании одного из присутствовавших членов комиссии не повлияло на соблюдение требуемого кворума, а соответственно, на законность оспариваемого решения Комиссии.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Бирюкова Е.В.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зырянского районного суда Томской области от 06 февраля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Бирюкова Е. В. об оспаривании решения Комиссии Департамента лесного хозяйства Томской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Томской области, проходящих службу в Департаменте лесного хозяйства Томской области, и урегулированию конфликта интересов, от 18.12.2013 N 3 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.