Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Жернового Е.И.
судей - Шомахова Р.Х. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре - Геттуеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мизиева А.Х. к МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 МВД РФ о признании незаконным отказа в изменении в идентификационные данные автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия,
по апелляционной жалобе Мизиева А.Х. на решение Нальчикского городского суда от 26 февраля 2014 г.,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения Мизиева А.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Мизиев А.Х. обратился в суд с заявлением к МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 МВД РФ, в котором просил признать отказ в предоставлении государственной услуги по совершению регистрации изменений в идентификационные данные автомобиля ВАЗ-211540, г/н "данные изъяты" 21.01.2014г. незаконным, возложить на МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 обязанность по совершению регистрационного действия по внесению изменения номера кузова и VIN автомобиля ВАЗ-211540, г/н "данные изъяты" мотивируя следующим.
21.01.2014г. он обратился с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы автомобиля марки ВАЗ 211540 2008 года выпуска, г/н о160вр07, в связи с заменой номерного агрегата кузова ТС. Однако истцу было отказано в проведении регистрационных действий по внесению изменений номера кузова и VIN по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки нанесенной организацией изготовителя.
Действия инспекторов МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 считает истец незаконными и неправомерными. В обоснование отказа приводится ссылка на абзац четвертый п. 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013г. N605, где указывается, что государственная услуга по регистрации автомототранспортых средств и прицепов к ним не предоставляется по следующим основаниям: обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Однако ничего из перечисленного в вышеуказанном пункте не усматривается, все действия по замене номерного агрегата (кузова) ТС им произведены официально.
Ни о каком скрытии, подделке, изменении или уничтожении маркировки с его стороны речи быть не может, поскольку кузов ТС приобретался им легально у официальной фирмы ЗАО "Фрактал" на основании договора купли продажи N146 от 13 июня 2012г, в котором указаны номер кузова и идентификационный номер VIN и они полностью соответствуют маркировке, нанесенной на установленном кузовном агрегате.
Заявитель указывает, что представил в МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 копии договора купли-продажи N86 номерного агрегата между ОАО "ЛадаСпецоборудование" и ЗАО "Фрактал" от 30.03.2013г.
Согласно пункту 8 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров, либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Кроме того замена кузова была проведена им согласно требованиям, предъявляемым к порядку внесения изменений в конструкцию транспортных средств, что подтверждается заключением специалистов ОАО "Каббалкавтотехобслуживание". Автомашина отвечает требованиям безопасности дорожного движения, и замена кузова соответствует ГОСТ 5-1709-2001, что подтверждается диагностической картой технического осмотра ТС.
В судебном заседании Мизиев А.Х. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 МВД РФ в судебном заседании требование Мизиева А.Х. не признал и просил суд отказать в его удовлетворении. В возражении указывает, что в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, что не предусмотрено законом.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 26февраля 2014 года постановлено.
В удовлетворении исковых требований Мизиева А.Х. к МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 МВД РФ о признании незаконным отказа в изменении в идентификационные данные автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия - отказать в полном объеме.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР Мизиев А.Х. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от 26.02.2014 г. отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы аналогичные доводам, изложенным в поданном в суд заявлении.
В апелляционной жалобе указанно, что приведённое в решении основание отказа со ссылкой на абзац четвёртый п.24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013г. N605, Мизиев А.Х.считает необоснованным, поскольку по смыслу указанной нормы данное основание применимо лишь к случаям выявления скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, направленных на затруднение идентификации похищенных транспортных средств, и никак не ограничивает законного владельца транспортного средства в процедуре замены кузова как номерного агрегата, при том, что никакого скрытия, подделки, изменения, либо уничтожения идентификационной маркировки им произведено не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене в связи с нарушением и неправильным применение норм материального права и в связи с неприменением закона, подлежащего применению (п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства.
Приказом от 7 августа 2013 г. N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
неисполнение владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности;
наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года (пункт 24).
Отказывая в удовлетворении заявления Мизиева А.Х., суд в решении ссылается на п.24 Административного
регламента МВД.
Судебная коллегия не может согласиться с отказом в МРЭО ГИБДД МВД по КБР N 1 в регистрации изменений в идентификационные данные автомобиля и с выводами суда, не основанными на законе.
В наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Тип транспортного средства - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
В данном случае Мизиевым А.Х. произведена замена кузова автомобиля марки ВАЗ-211540 на кузов аналогичного типа. Тем самым изменения в конструкцию транспортного средства не были внесены.
Замена кузова произведена специалистами ОАО "Каббалкавтотехобслуживание". Автомашина отвечает требованиям безопасности дорожного движения, что подтверждается диагностической картой осмотра ТС, выданной техническим экспертом.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.
Согласно п. 8 указанных Правил регистрации автомототранспортных средств, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Из анализа действующего законодательства следует, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
Материалами дела подтверждено и установлено судом, что конструкция транспортного средства, принадлежащего Мизиеву А.Х., соответствует требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" и данное транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении.
Диагностическая карта технического эксперта, а также представленные Мизиевым А.Х. ПТС на автомобиль ВАЗ-211540, г/н "данные изъяты", договор купли-продажи номерного агрегата - кузова модели ВАЗ-211540 от 30.03.2012 г. идентификационный номер "данные изъяты" ответчиком не опровергнуты.
Признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки нанесенной организацией изготовителя не обнаружено.
Пунктом 41 приказа
от 24 ноября 2008 г. N 1001 установлено, что при регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки. Производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (п. 41 в ред. Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605).
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что при замене номерных агрегатов транспортного средства на аналогичные, того же модельного ряда, базовое транспортное средство в целом сохраняется и изменение в его конструкцию не вносятся, следовательно, сохраняется возможность идентификации автомобиля с представленными на него документами, в связи с чем у органа государственной инспекции безопасности дорожного движения отсутствовали основания к отказу в совершении регистрационных действий.
Принимая во внимание то, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР, отменяя постановленное Нальчикским городским судом решение, принимает новое решение об удовлетворении заявленного Мизиева А.Х. требования.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 26 февраля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать отказ МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 в предоставлении Мизиева А.Х. государственной услуги по совершению регистрации изменений в идентификационные данные автомобиля ВАЗ-211540, г/н "данные изъяты" незаконным.
Возложить на МРЭО ГИБДД МВД по КБР N1 обязанность совершить действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства в паспорте транспортного средства "адрес" автомобиля ВАЗ-211540, "данные изъяты".
Председательствующий Е.И. Жерновой
Судьи Р.Х. Шомахов
З.Т. Тхагалегов
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.