Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.
судей - Антуха Б.Е., Черткова С.Н.
при секретаре - Тогочоевой К.А.
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя Администрации муниципального образования "Улаганский район" Белеевой А.А. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 5 февраля 2014 года, которым
заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий председателя ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" Каятовой А.Н. по предоставлению в МРИ ФНС N 2 по РА неутвержденного и содержащего недостоверные сведения ликвидационного баланса; признании решения МРИ ФНС N 2 по РА о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией; признании записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией недействительной; обязании МРИ ФНС N 2 по РА аннулировать запись в ЕГРЮЛ; обязании администрации МО "Улаганский район" провести процедуру ликвидации отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" удовлетворено частично.
В признании действия председателя ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "Улаганский район" Каятовой А.Н. по предоставлению в Межрайонную инспекцию ФНС N 2 по Республике Алтай неутвержденного и содержащего недостоверные сведения ликвидационного баланса отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" незаконным, отказано.
Признано решение Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Республике Алтай N N от "дата" о государственной регистрации о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "Улаганский район" в связи с его ликвидацией незаконным.
Признана запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "Улаганский район" в связи с его ликвидацией от "дата" недействительной.
В обязании Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Республике Алтай аннулировать из Единого государственного реестра юридических лиц запись от "дата". о прекращении деятельности отдела по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай в связи с его ликвидацией отказано.
Обязана администрация муниципального образования "Улаганский район" провести процедуру ликвидации отдела труда и социального развития администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение суда является основанием для внесения соответствующей записи Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай в ЕГРЮЛ.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Улаганского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий председателя ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" Каятовой А.Н. по предоставлению в МРИ ФНС N 2 по РА неутвержденного и содержащего недостоверные сведения ликвидационного баланса; признании решения МРИ ФНС N 2 по РА о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией; признании записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией недействительной; обязании МРИ ФНС N 2 по РА аннулировать запись в ЕГРЮЛ; обязании администрации МО "Улаганский район" провести процедуру ликвидации отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район", указав, что главой МО "Улаганский район" "дата" было вынесено постановление N N "О принятии решения о ликвидации отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район". В соответствии с указанным постановлением для ликвидации отдела труда и социального развития создана ликвидационная комиссия и утвержден ее состав. Ликвидационной комиссией не учтены кредиторы ликвидируемого учреждения, в то время как в Улаганском районном суде на декабрь 2013 года были назначены судебные заседания по искам прокурора к ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район". Кроме того, в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года N 129-ФЗ для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. В заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от "дата", поданном в Межрайонную инспекцию ФНС N 2 по Республике Алтай председателем ликвидационной комиссии Каятовой А.Н. подтверждено, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, что расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, тогда как прокурором в интересах 35 лиц к ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития предъявлено 35 исковых заявлений на сумму "данные изъяты" рублей, о которых ликвидационная комиссия заведомо знала. В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4, 5 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (учредителем) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В нарушение требований ч. ч. 2 - 5 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" не были утверждены его учредителем в лице главы МО "Улаганский район", который также одновременно является органом, принявшим решение о ликвидации отдела труда и социального развития. Умышленное неуказание ликвидатором в ликвидационном балансе ликвидируемой организации - отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" - сведения о кредиторах, а также предоставление неутвержденных учредителем в лице главы МО "Улаганский район" промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса, привело к незаконному принятию Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по Республике Алтай решения о государственной регистрации о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Согласно п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как не предоставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Таким образом, в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесение Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по РА "дата" решения о государственной регистрации N N о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является незаконным. Вышеизложенные нарушения требований закона, допущенные при ликвидации отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" привели к прекращению производства по гражданским делам по искам прокурора к ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район", и как следствие нарушению прав педагогических работников, гарантированной федеральным законодательством на получение меры социальной поддержки.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО "Улаганский район" Белеева А.А., в апелляционной жалобе просит отменить его и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указано, что в нарушение процессуальных норм резолютивная часть решения не была объявлена, мотивированное решение от 17 февраля 2014 года администрация получила 3 марта 2014 года. Судом не исследовано то обстоятельство, что при завершении ликвидации отдела решений суда не имелось и исполнительных производств в отношении ликвидационной комиссии не возбуждалось, требования кредиторов не были зарегистрированы. Прокурор, обращаясь в интересах педагогических работников 7.10.2013 года с требованиями об обязании предоставления мер социальной поддержки указанным лицам за 2009 год, пропустил срок исковой давности, который истек 31.12.2012 года. Ни педагогические работники, ни прокурор в ликвидационную комиссию не обращались. Законодательством меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "Об образовании" являются расходными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем судом неверно установлен факт неисполнения отделом отдельных государственных полномочий. Суд ложно отразил в решении показания свидетеля ФИО11. Ликвидация отдела проведена законно, решение Межрайонной инспекции ФНС N2 по РА N N от "дата" законно.
В дополнении к апелляционной жалобе представителем Администрации МО "Улаганский район" Белеевой А.А. указано, что права и обязанности ликвидированного отдела перешли к вновь созданному БУ РА "Управление социальной поддержки населения", поэтому в соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ, надлежащим ответчиком является указанное Управление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации МО "Улаганский район" Белееву А.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что прокурор с заявлением о признании незаконным действия председателя ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" по предоставлению в Межрайонную инспекцию ФНС N2 по РА неутвержденного и содержащего недостоверные сведения ликвидационного баланса отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявления указывалось об умышленном неуказании ликвидатором в ликвидационном балансе ликвидируемой организации сведений о кредиторах и предъявлении прокурором в интересах 35 лиц 35 исковых заявлений к ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение
Под понятием "защита неопределенного круга лиц" применительно к положениям действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется. Неопределенный круг лиц - круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Апелляционная коллегия полагает, что в данном случае требования заявлены прокурором в интересах определенного круга лиц - 35 педагогических работников, не получивших компенсацию за 2009 год за твердое топливо, что следует из протоколов судебного заседания от 28.01.2014 года, 04.02.2014 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должны содержаться обоснования невозможности предъявления иска самим гражданином.
Между тем, как видно из материалов дела, в заявлении прокурора такого обоснования не содержится. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими гражданами, прокурором не представлено.
В решении судом также не указаны обстоятельства, по которым с учетом положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, заявление принято к производству суда.
Таким образом, учитывая характер требований, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что данный спор подан в защиту интересов определенного круга лиц, в связи с чем прокурор не имел полномочий обращаться в суд с названными требованиями.
В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такого права.
При указанных обстоятельствах, решение суда об удовлетворении заявления прокурора Улаганского района в части нельзя признать законным, поскольку оно вынесено с нарушением норм процессуального права, и подлежит отмене.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что педагогические работники не лишены права на обращение в суд от своего имени с самостоятельными требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 5 февраля 2014 года отменить.
Прекратить производство по делу по заявлению прокурора Улаганского района о признании незаконными действий председателя ликвидационной комиссии отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район" Каятовой А.Н. по предоставлению в МРИ ФНС N 2 по РА неутвержденного и содержащего недостоверные сведения ликвидационного баланса; признании незаконным решения МРИ ФНС N 2 по РА о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией; признании записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией недействительной; обязании МРИ ФНС N 2 по РА аннулировать запись в ЕГРЮЛ; обязании администрации МО "Улаганский район" провести процедуру ликвидации отдела труда и социального развития администрации МО "Улаганский район".
Председательствующий - И.В. Солопова
Судьи - Б.Е.Антух, С.Н. Чертков
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.