Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алиевой Э.З.,
судей Османова Т.С. и Загирова Н.В.,
при секретаре Алиевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Магомедова Р.Д. и представителя МВД по РД Курбатовой Ю.Ю. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 27 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителей МВД по РД Курбатовой Ю.Ю., Карчигаевой М.А., просивших решение суда в удовлетворенной части отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения Магомедова Р.Д., просившего решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомедов Р.Д. обратился в суд с иском к МВД по РД, о денежной компенсации за наем жилья, о признании незаконным пункта приказа МВД по РД за N л/с от "дата" о зачислении его в распоряжении МВД по РД, компенсации морального вреда в сумме "." рублей и судебные расходы в сумме "." рублей.
Свои требования мотивировал тем, что 06 апреля 2012 года Федеральным судом Советского района г.Махачкалы он восстановлен на работе в должности оперуполномоченного отдела по противодействию организованным преступным группам и преступным сообществам УЭБ и ПК МВД по РД с 27 февраля 2012 года. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06 июня 2012 года данное решение оставлено без изменения.
Решением суда он восстановлен в должности оперуполномоченного отдела по противодействию организованным преступным группам и преступным сообществам УЭБ и ПК МВД по РД, но ответчиком издан приказ за N л/с от "дата" о его зачислении в распоряжение МВД по РД.
Будучи восстановленным решением суда на работе, ФЭО МВД по РД не выплатил ему положенные денежные выплаты за вынужденные прогулы, которые предусмотрены в соответствии с Федеральным Законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а именно, заработную плату с марта 2012 года по март 2013 год денежные средства в размере "." рублей, из них заработную плату в размере "." рублей.
Ко дню праздника 10 ноября 2012 года Дня милиции приказом Министра внутренних дел по РД согласно приказа МВД РФ от 13 июня 2007 года N 517 и указания МВД России от 01 октября 2012 года N 1/8708 сотрудникам ОМВД РФ по РД не имеющих действующее дисциплинарное взыскание выдано денежное вознаграждение в размере 2-х окладов и 2-х званий денежного содержания, т.е. 2 оклада + 2 звания, что составляло "." откуда под/налог 13% ( "." рублей), где общая сумма выдачи денежных средств на руки составляет: "." рублей.
На новогодний праздник 2012 года приказом министра внутренних дел по РД согласно приказа МВД РФ от 13 июня 2007 года N 517 и указания МВД России от 07 декабря 2012 года N 31/5 - 7826 сотрудникам ОМВД РФ по РД, не имеющих действующее дисциплинарное взыскание, выдано денежное вознаграждение в размере 65 % от оклада денежного содержания, т.е. оклад + звание (понятие денежного содержания описывается в приказе МВД РФ N 960 от 14 сентября 2009 года "Об утверждении положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ"), что составляет "." рублей, откуда под/налог 13% ( "." рублей), где общая сумма выдачи денежных средств на руки составляла: "." рублей. Выдаваемая не менее одного раза в год материальная помощь в размере оклада и звания: "." рублей, откуда 13 % под/налог "." рублей, где общая сумма выдачи денежных средств на руки составляет: "." рублей.
В период вынужденного прогула им не полученная сумма денежного довольствия составляет "." рублей.
В части удовлетворения иска к МВД по РД, о денежной компенсации за наем жилья Магомедов Р.Д. обосновал свои требования тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года за N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) живых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и согласно договора от 01 августа 2011 года о найме жилья сумма составляет: "." рублей ( "." рублей за 1 месяц, с августа по декабрь месяцы 2011 года, 12 месяцев 2012 года и 1 месяц 2013 года (в общем 18 месяцев).
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 27 марта 2013 года постановлено:
"Иск Магомедова Р.Д. к МВД по РД удовлетворить частично.
Признать пункт приказа МВД по РД за N л/с от "дата" о зачислении Магомедова Р.Д. в распоряжение МВД по РД незаконным.
Взыскать с МВД по РД в пользу Магомедова Р.Д. заработную плату в размере "." рублей.
Взыскать с МВД по РД в пользу Магомедова Р.Д. в счет компенсации морального вреда "." рублей.
Взыскать с МВД по РД в пользу Магомедова Р.Д. судебные расходы в размере "." рублей.
В остальной части иска отказать".
В апелляционной жалобе истец Магомедов Р.Д. просит отменить решение Советского районного суда г.Махачкалы от 27 марта 2013 года. Расчет средней заработной платы следовало производить в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ, п.п.15, 16 и 17 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922, приказа МВД России от 01 декабря 2011 года N1192 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания органов внутренних дел Российской Федерации", которые установлены с 1 января 2012 года.
Выводы суда о том, что ему не положена денежная компенсация за наем жилья, не основана на законе и противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года за N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) живых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД Курбатова Ю.Ю. просит в обжалуемой части решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно приказам N от "дата", N от "дата" в отделе по противодействию организованным преступным группам и преступным сообществам УЭБ и ПК МВД по РД были сокращены две должности оперуполномоченных, в том числе и ранее занимаемая истцом, поскольку на момент проведения организационно-штатных изменений она была вакантна.
Согласно приказам N л/с от "дата" и N л/с от "дата" все имеющиеся должности оперуполномоченных отдела по противодействию организационным преступным группам и преступным сообществам УЭБ и ПК были укомплектованы. В этой связи несостоятелен вывод суда о непредставлении МВд по РД доказательств отсутствия вакантных должностей на момент восстановления Магомедова Р.Д. на службе в органах внутренних дел.
Таким образом, на момент издания приказа N л/с от "дата" реальная возможность восстановления Магомедова Р.Д. в ранее замещаемой должности отсутствовала, в связи с чем истец был зачислен в распоряжение МВД по РД. Сам истец в ходе судебного заседания не отрицал, что вакантные должности в ОПГ УЭБ и ПК отсутствуют.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно абзаца 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Вопреки изложенному, суд взыскал в пользу Магомедова Р.Д. компенсацию морального вреда при отсутствии в материалах дела доказательств причинения истцу нравственных страданий.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения, при этом исходит из следующего.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 06 апреля 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06 июня 2012 года, Магомедов Р.Д. восстановлен в должности оперуполномоченного отдела по противодействию организованным преступным группам и преступным сообществам УЭБ и ПК МВД по РД с "дата"
Приказом МВД по РД от "дата" Магомедов Р.Д. зачислен в распоряжение МВД по РД.
Пункт 1 части 10 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает право на зачисление сотрудника в распоряжение в связи с сокращением занимаемой им должности.
При сокращении занимаемой должности истцом ответчику было необходимо исполнить решение суда, а именно, восстановить Магомедова Р.Д. в занимаемой должности и только в последующем провести процедуру зачисления в распоряжение в связи с сокращением штатов, чего ответчиком не сделано, на что правильно обращено в решении суда.
Довод жалобы представителя МВД по РД о том, что на момент издания приказа N л/с от "дата" реальная возможность восстановления Магомедова Р.Д. в ранее замещаемой должности отсутствовала, в связи с чем и издан приказа о зачислении его в распоряжение, судом обоснованно признаны не состоятельными.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, приказом от "дата" истец назначен на должность оперуполномоченного отдела по противодействию организованным преступным группам и преступным сообществам экономической направленности УЭБ и ПК МВД по РД и каких-либо доказательств, что указанная должность была освобождена с указанной даты, сторона ответчика не представила.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необоснованности зачисления истца в распоряжении МВД по РД является верным.
Согласно ст. 74 Положения о службе в ОВД РФ сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается неполученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
За период с "дата" по "дата" Магомедову Р.Д. не выплачена заработная плата, подлежащая взысканию, исходя из среднего денежного довольствия в "." рублей, установленного решением Советского районного суда г. Махачкалы от 06 апреля 2013 года, вступившего в законную силу, а также определением Советского районного г. Махачкалы от 27 марта 2013 года.
Доводы жалобы Магомедова Р.Д. о том, что судом ошибочно посчитана средняя заработная плата исходя из данных МВД по РД за 2011 год, а следовало применять постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, утвердившего Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", нельзя признать состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания. В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размере, определяемом соглашением сторон трудового договора. Вопросы компенсации морального вреда также регулируются ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса РФ, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
Обязанность работодателя возместить работнику моральный вред наступает при следующих обстоятельствах:
- причинение работнику физических и (или) нравственных страданий;
- совершение работодателем виновных неправомерных действий или бездействия;
- наличие причинной связи между неправомерными виновными действиями (бездействием) работодателя и физическими и (или) нравственными страданиями работника.
Согласно абз. 3 п. 4 указанного постановления Пленума моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав. Соответственно, работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причиненный вследствие незаконного увольнения, неправомерного перевода на другую работу, применения дисциплинарного взыскания и т.д.
Учитывая фактические обстоятельства дела, степень нравственных переживаний истца, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в этой части и посчитал разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истицы в счет возмещения морального вреда сумму в размере "." рублей.
Правовое регулирование выплаты компенсации за наем жилых помещений до 01 января 2012 года осуществлялось Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 852 (ред. от 17.12.2010, с изм. от 12.03.2013) "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1228 (ред. от 27.12.2012) "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел".
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 852 денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа
руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1228 (в ред. 27.12.2012) денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В соответствии с п. 4, 7 указанного Постановления для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт
на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу. По результатам рассмотрения рапорта издается приказ
руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации.
Магомедов Р. Д. с рапортом не обращался, приказ о выплате не издавался. Кроме того, компенсации подлежат расходы за наем жилья по месту службы. Местом службы Магомедова Р. Д. является Махачкалинский гарнизон, а, как следует из представленного истцом договора от "дата", помещение он нанимает за его пределами в "адрес" Республики Дагестан.
Таким образом, разрешая названный спор, учитывая что Магомедов Р.Д. с рапортом не обращался, приказ о выплате не издавался, учитывая, что компенсации подлежат расходы за наем жилья по месту службы, местом службы Магомедова Р.Д. является "адрес", а как следует из представленного истцом договора от "дата" помещение он нанимал за его пределами в "адрес", суд первой инстанции правильно руководствовался положениями "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел" N 852 от 27 декабря 2004 года "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года, "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел" N 1228 от 30 декабря 2011 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб Магомедова Р.Д. и представителя МВД по РД Курбатовой Ю.Ю. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Магомедова Р.Д. и представителя МВД по РД Курбатовой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Алиева Э.З.
Судьи: Османов Т.С.
Загиров Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.