Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.
судей - Загирова Н.В., Абдуллаева М.К.
при секретаре судебного заседания - Таибове Т.З.
рассмотрела апелляционную жалобу и.о. министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД Османова М.М. на решение Буйнакского городского суда РД от 26 февраля 2014 года, которым постановлено: "иск прокурора г. Буйнакска в интересах Гусейнова Г.М. удовлетворить. Обязать администрацию городского округа МО "г. Буйнакск" представить учетное дело на Гусейнова Г.М. в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД после представления администрацией городского округа "г. Буйнакск" учетного дела на Гусейнова Г.М. предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 4-х человек".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы представителя Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД Магомедова К.М., просившего отменить решение суда в части обязания Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД после представления администрацией городского округа "г. Буйнакск" учетного дела на Гусейнова Г.М. предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на состав семьи их 4-х человек, доводы представителя Гусейнова Г.М. Азиевой З.З., просившей оставить решение суда без изменения, объяснения прокурора Багомаева А.М., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исключив из резолютивной части слова: "на состав семьи их 4-х человек", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Буйнакска обратился с указанным исковым заявлением в интересах Гусейнова Г.М., который поддержал в судебном заседании ст. помощник прокурора г. Буйнакска Девлетов К.З. по тем основаниям, что Гусейнов Г.М. постановлением главы администрации г. Буйнакска от 27.11.2012 N 714 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Согласно протокола заседания комиссии по подготовке материалов для постановки на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях от 26.11.2012 г. за Гусейновым Г.М. "." не имеется зарегистрированного жилья. Из справки представленной ООО "Управляющая компания N2" в состав семьи Гусейнова Г.М. входить 4 человека. Из представленного главным врачом ГБУ РД "Буйнакский противотуберкулезный диспансер" ответа на запрос следует, что заболевание Гусейнова Г.М. относится к ".". Настоящее исковое заявление подано в защиту жилищных прав Гусейнова Г.М. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На данное решение и.о. министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД Османовым М.М. подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с решением в части обязания Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД после представления администрацией городского округа "г. Буйнакск" учетного дела на Гусейнова Г.М. предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 4-х человек по следующим основаниям. Пунктами 3.3 и 3.4 постановления Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 года N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области" установлено, что полномочие по внеочередному предоставлению гражданам больным заразными формами туберкулеза жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Кроме того, этим же постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2), в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Следовательно, анализ указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", пункта 5 статьи 2 Закона Республики Дагестан N 4, показывает, что предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, в том числе гражданам больным заразными формами туберкулеза, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, реализуемым в качестве расходного обязательства Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
Российская Федерация данные полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Республике Дагестан, не передала, поскольку не закреплены необходимые для такой передачи условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 26.1 и пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с чем, возложение на Минстрой РД обязанности по предоставлению вне очереди Гусейнову Г.М. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма исходя из состава его семьи незаконно и необоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Гусейнов Г.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания - ".". Постановлением главы администрации г. Буйнакска N 714 от 27 ноября 2012 года Гусейнов Г.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исходя из понятий, изложенных в статье 1 данного Закона РФ "О предупреждении распространения "." в РФ" заразная форма "." - это активная форма ".", при которой происходит выделение ".".
Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, к таким заболеваниям относятся активные формы "." с выделением микробактерий "." с кодом заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, А15 - А19.
Из письма главного врача ГБУ РД "Буйнакский противотуберкулезный диспансер МЗ РД" от 23.01.2014 года следует, что заболевание Гусейнова Г.М. относится к активной форме "." с выделением микробактерий ".".
Решением ВК от 27 ноября 2013 года Гусейнову Г.М. установлен диагноз: ".".
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Поскольку договор социального найма, как любой гражданско-правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, никто не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены лишь по взаимному согласию лиц, его заключивших, или в силу закона.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ", с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений является учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Во исполнение требований ст. 51 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июля 2006 года утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. К таким заболеваниям отнесены активные формы "." с выделением микобактерий "." (код заболевания А15 - А19).
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года N 77 "О предупреждении распространения "." в РФ" больным заразными формами ".", проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой ".", квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой ".", предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Гусейнов Г.М. в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем ответчик обязан предоставить ему вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как основанными на нормах материального и процессуального законодательства, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств.
В тоже время судебная коллегия не согласна с решением суда в части предоставления Гусейнову Г.М. по договору социального найма благоустроенное жилого помещения
на состав семьи из 4-х человек, поскольку по смыслу нормы указанной в п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года N 77 "О предупреждении распространения "." в РФ" предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь только больным заразными формами ".", а не всей семье. В указанной части решения суда был не согласен прокурор и просил на заседании суда апелляционной инстанции исключить из резолютивной части слова "на состав семьи их 4-х человек"
Довод апелляционной жалобы о том, что, согласно позиции Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 года N 30-П, предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, в том числе гражданам больным заразными формами ".", относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, реализуемым в качестве расходного обязательства Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета и возложение на Минстрой РД обязанности по предоставлению вне очереди Гусейнову Г.М. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма исходя из состава его семьи незаконно, является необоснованным. Как видно из резолютивной части Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 года N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения "." в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2), в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами "." (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой "."), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, - определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами "." (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой "."), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
Поскольку порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами "." еще не разработан и не утвержден, то в соответствии с постановлением Правительства РД от 06 августа 2009 года N 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда РД по договору социального найма и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении", функции уполномоченного органа по ведению сводного списка и по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буйнакского городского суда РД от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части слова "на состав семьи из 4-х человек", апелляционную жалобу и.о. министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД Османова М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.