Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Лапаева В.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 1 октября 2012 г. истице отказано в досрочном назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж ответчиком необоснованно не засчитаны спорные периоды работы истицы в должности диетсестры молочной кухни Лямбирской ЦРБ; в должности медсестры водолечебницы ГУЗ "Лямбирская ЦРБ"; в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района РМ "Лямбирская ЦРБ").
Истица просила суд решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 1 октября 2012 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа отменить, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 2 января 1990 г. по 26 января 1993 г., с 31 января 1993 г. по 24 ноября 1994 г. - в должности диетсестры молочной кухни Лямбирской ЦРБ, с 25 ноября 1994 г. по 17 апреля 1995 г., с 21 апреля 1995 г. по 31 мая 1995 г., с 3 июня 1995 г. по 31 декабря 1996 г. - в должности медсестры водолечебницы ГУЗ "Лямбирская ЦРБ", с 1 января 1997 г. по 5 ноября 1998 г., с 7 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. - в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" в льготном исчислении 1 год работы - 1 год и 3 месяца специального трудового стажа; периоды работы с 19 ноября 2001 г. по 22 ноября 2001 г., с 24 ноября 2001 г. по 12 марта 2002 г., с 14 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 27 января 2003 г. по 21 мая 2003 г., с 23 мая 2003 г. по 28 сентября 2003 г., с 30 сентября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. - в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ") в календарном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии с 20 сентября 2012 г.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 г. исковые требовании Лапаевой В.Н. удовлетворены (л.д. 136-150).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сурков Н.А. считает решение суда постановленным с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, взыскать расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за апелляционное обжалование решения суда в размере 2000 рублей, указав, что: - работа истицы с 2 января 1990 г. по 26 января 1993 г., с 31 января 1993 г. по 24 ноября 1994 г. в должности, не поименованной Списками, в специальный стаж по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включаться не должна, в том числе в льготном исчислении; - периоды работы истицы в должностях: медсестры водолечебницы ГУЗ "Лямбирская ЦРБ", медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ") в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа, а также периоды работы в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ") в календарном исчислении не подлежат включению в трудовой стаж ввиду того, что истица в указанные периоды работала по совмещению в должности санитарки, в связи с чем данные обстоятельства не позволяют определить полную занятость истицы при совмещении в спорные периоды; - судом неправомерно взыскана с ответчика государственная пошлина в размере 200 рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Суркова Н.А. истица Лапаева В.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии истица Лапаева В.Н., ее представитель Шукшина И.А. считают решение суда законным.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом - путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д. 278), о причинах неявки суд не известил и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 1 октября 2012 г. Лапаевой В.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет за работу в сельской местности и поселках городского типа, имеется 11 лет 9 месяцев 19 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды ее работы с 2 января 1990 г. по 26 января 1993 г., с 31 января 1993 г. по 24 ноября 1994 г. в должности диетсестры молочной кухни Лямбирской ЦРБ в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено Списком должностей работников здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781; с 25 ноября 1994 г. по 17 апреля 1995 г., с 21 апреля 1995 г. по 31 мая 1995 г., с 3 июня 1995 г. по 31 декабря 1996 г. в должности медсестры водолечебницы ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" в связи с тем, что наименование структурного подразделения (водолечебница) не предусмотрена Списками учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781. Кроме того, из архивной справки "N" от 5 июля 2012 г. и акта проверки от 30 июля 2012 г. усматривается совмещение должности медсестры с должностью санитарки в данный период. Из представленных документов невозможно усмотреть постоянную занятость на льготной работе; с 1 января 1997 г. по 5 ноября 1998 г., с 7 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г., с 19 ноября 2001 г. по 22 ноября 2001 г., с 24 ноября 2001 г. по 12 марта 2002 г., с 14 марта 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 27 января 2003 г. по 21 мая 2003 г., с 23 мая 2003 г. по 28 сентября 2003 г., с 30 сентября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ"), так как из архивной справки "N" от 5 июля 2012 г. и акта проверки от 30 июля 2012 г. усматривается совмещение должности медсестры с должностью санитарки в данный период. Из представленных документов невозможно усмотреть постоянную занятость на льготной работе.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов работы истицы.
Данный вывод суда соответствует нормам материального права.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпунктом "а" - лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; согласно подпункту "б" - лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и др., - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
В силу пункта 3 вышеуказанных Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименований должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Приложением N3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N377, должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Как установлено судом, в спорные периоды Лапаева В.Н. осуществляла работу в должности диетической сестры молочной кухни, медицинской сестры водолечебницы, медицинской сестры кабинета спелеотерапии.
Из записей трудовой книжки Лапаевой В.Н. следует, что на основании приказа "N" от 26 декабря 1989 г. истица переведена на должность диетсестры молочной кухни; на основании приказа "N" от 24 ноября 1994 г. - на должность медсестры водолечебницы; на основании приказа "N" от 16 августа 2004 г. в связи с изменением штатного расписания с 1 января 1997 г. должность медсестра водолечебницы изменена на должность "медсестра кабинета спелеотерапии"; на основании приказа "N" от 21 июня 2005 г. ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" преобразована в МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ"; на основании приказа "N" от 12 апреля 2012 г. истица переведена на должность медицинской сестры офтальмологического кабинета; работает по настоящее время в ГБУЗ РМ "Лямбирская центральная районная больница".
Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. N 016 (утратил силу 1 января 1996 г.), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. N 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998 г.), была предусмотрена такая должность как "сестра медицинская диетическая" (код 24719).
Разделом "наименование должностей" в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 г. N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" должность "диетическая сестра", "сестра по диетпитанию", "медсестра по диетпитанию" изменена на должность в соответствии с номенклатурой - "диетическая медицинская сестра".
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 апреля 1985 г. N 540 (утратил силу с 5 августа 2003 г.) установлены требования к должности диетической медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п. 1,2 приложения N 4 к приказу).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 г., действовавшим с 6 сентября 1991 г. до 1 ноября 1999 г., включалась работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из штатных расписаний медицинского, фармацевтического и педагогического персонала Лямбирской ЦРБ на 1990 г., 1991 г., 1992 г., 1994 г., утвержденных Главным врачом Лямбирской ЦРБ З.А.С., значится структурное подразделение "Молочная кухня", в котором предусмотрена должность "диетсестра"; в тарификационных списках Лямбирской ЦРБ за 1990 - 2004 г.г. Лапаева В.Н. указана как "диет.сестра", "диет.м/с", "диет.м/п", при этом в штатных расписаниях и тарификационных списках Лямбирской ЦРБ за 1990 - 1994 г.г. в структурном подразделении "Молочная кухня" не поименована отдельно должность "медицинская сестра диетическая".
Судом установлено, что трудовые обязанности, выполняемые истицей, аналогичны трудовым обязанностям, указанным в должностной инструкции для медицинской сестры диетической ГБУЗ Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ", которые выполнялись ею в течение полного рабочего дня.
С учетом статуса медицинского учреждения, в котором работала истица в спорный период, тождественность указанной в ее трудовой книжке должности "диетсестра" должности "медицинская сестра диетическая" сомнений не вызывает.
Удовлетворяя заявленные требования о включении периода работы истицы в должности диетсестры молочной кухни Лямбирской ЦРБ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения стаж, имевший место до 1 января 2002 г., с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N2-П, может быть исчислен на основании ранее действовавшего законодательства.
На основании изложенного судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что работа истицы с 2 января 1990 г. по 26 января 1993 г., с 31 января 1993 г. по 24 ноября 1994 г. в должности, не поименованной Списками, в специальный стаж по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включаться не должна, в том числе в льготном исчислении.
Судебная коллегия также находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что периоды работы истицы в должностях: медсестры водолечебницы ГУЗ "Лямбирская ЦРБ", медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ") в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа, а также периоды работы в должности медсестры кабинета спелеотерапии ГУЗ "Лямбирская ЦРБ" (МУЗ Лямбирского района Республики Мордовия "Лямбирская ЦРБ") в календарном исчислении, не подлежат включению в трудовой стаж ввиду того, что истица в указанные периоды работала по совмещению в должности санитарки, в связи с чем данные обстоятельства не позволяют определить полную занятость истицы при совмещении в спорные периоды.
Так, судом установлено, что, выполняя обязанности санитарки, Лапаева В.Н. в полном объеме исполняла свои основные обязанности медсестры, получая заработную плату за полную ставку медсестры, что подтверждается справкой о заработной плате от 4 декабря 2012 г., поскольку работу санитарки выполняла сверхурочно, в свободное от основной работы время, получала соответствующую надбавку.
Кроме того, занятость истицы на работах постоянно и полный рабочий день в спорные периоды подтверждается справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труд, от 20 сентября 2012 г.
По вышеизложенным основаниям судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд, по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу Лапаевой В.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют основания отказа в удовлетворении иска, были предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и правомерно были признаны судом несостоятельными.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И. Середа
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.