Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Сахиповой Г.А., Насибуллина Р.Р.,
при секретаре Гайнетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Ильца П.К. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2014 года, которым исковые требования Ильца П.К. к ОАО "Российские железные дороги" об обязании выплаты денежной компенсации за неиспользованное время междусменного отдыха, денежной компенсации за задержку заработной платы отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступление Ильца П.К. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильц П.К. обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании выплаты денежной компенсации за неиспользованное время междусменного отдыха, денежной компенсации за задержку заработной платы.
В обоснование иска указано, что истец работал в период с 03.05.2006 по 30.08.2009 в ПМС297 структурном подразделении Горьковской дирекции по ремонту путей Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО "РЖД", в период с 01.09.2009 по 30.04.2013 машинистом железнодорожно- строительных машин в ПМС - 108 в структурном подразделении Горьковской дирекции по ремонту путей Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО "РЖД". Трудовым договором предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени машиниста с 8 часовым рабочим днем. Однако в апреле 2012 он отработал 270 часов при нормальной продолжительности рабочего времени 167 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха (переработка) составило 103 часа., в мае 2012 отработал 326 часов при нормальной продолжительности рабочего времени 167 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха (переработка) составило 159 часов., в июне 2012 отработал 454 часа при нормальной продолжительности рабочего времени 159 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха (переработка) составило 295часов. Пунктом 5.1.8 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы предусмотрено компенсировать неиспользованное время междусменного отдыха, накопленное в период особого режима времени отдыха работникам путевых машинных станций и машинистам железнодорожно-строительных машин дистанций пути путем предоставления дополнительного отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок и летних путевых работ, но не позднее 1мая следующего календарного года или присоединения к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой отработанных в период особого режима, неоплаченных часов, исходя из тарифной ставки(оклада), установленной на дату оплаты. В случае, если неиспользованное время междусменного отдыха не представлено работникам до 1мая следующего календарного года полностью, то соответствующее количество отработанных в период особого режима, но не оплаченных в период особого режима должно быть оплачено как сверхурочная работа, исходя из тарифной ставки на дату оплаты. Истцу в предоставлении дополнительного времени отдыха до 01мая 2013года было отказано. Он обратился к ответчику с письменным заявлением об оплате неиспользованного времени междусменного отдыха. Однако ответчиком оплата неиспользованного времени междусменного отдыха была произведена только за июнь 2012года.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Ильц П.К. просит решение суда отменить, вынести новое решение, указав, что суд не учел, что фактически отработанное время также отражается в разъездных ведомостях, разъездные ведомости в качестве доказательства судом не исследовались.
В суде апелляционной инстанции истец доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил обжалуемое решение отменить.
Представитель ответчика и представитель третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Как следует из материалов дела, 27.06.2011 между ОАО "РЖД" и Ильцом П.К. заключено дополнительное соглашение N ... к трудовому договору N ... от 03.05.2007, по которому последний переведен на должность машиниста 6 разряда железнодорожно-строительных машин (ЭЛБ-3) в путевую станцию N108 продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, о чем издан приказ N142лс от 27.06.2011.
Приказом N ... от 30.04.2013 истец уволен с работы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском истец пояснил, что он работал машинистом в период с 03.05.2006 по 30.08.2009 в ПМС 297 структурном подразделении Горьковской дирекции по ремонту путей Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО "РЖД", в период с 01.09.2009 по 30.04.2013 машинистом железнодорожно- строительных машин в ПМС - 108 в структурном подразделении Горьковской дирекции по ремонту путей Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО "РЖД". Трудовым договором предусмотрена продолжительность рабочего времени машиниста с 8 часовым рабочим днем. За спорные период он самостоятельно вел табели учета рабочего времени, из которых следует, что в апреле 2012 года он отработал 270 часов при норме рабочего времени 167 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха(переработка) составило 103 часа., в мае 2012 года отработал 326 часов при норме рабочего времени -167 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха(переработка) составило 159 часов., в июне 2012 отработанное время составило 454 часа при нормальной продолжительности рабочего времени 159 часов, при чем неиспользованное время междусменного отдыха(переработка) составило 295 часов. Он обратился к ответчику с письменным заявлением об оплате неиспользованного времени междусменного отдыха. За июнь 2012года оплата работодателем произведена, за апрель и май 2012 год -отказано. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка машинист ЭЛБ3 относится к работникам механического цеха, у которых началом работы является момент явки к постоянному месту работы( сбора). Постоянное место явки на работу машиниста ЭЛБ3 является место стоянки соответствующей путевой машины на путях производственной базы. Время переезда к месту производства работ и обратно, по его мнению, также включается в рабочее время, поскольку, он находится в машине, следит за состоянием машины в пути следования. В п. 29 Положения об особенностях режима работы рабочего времени и времени отдыха, указано, что в рабочее время работников в том числе специалистов, обслуживающих ЖСМ, включается: время на подготовку машины к работе, время непосредственной работы на машине, ожидание прицепки - оценки от локомотива ожидание отправления, следование по перегону, маневры на станции, постановка машины в тупик, в его обязанности в период работы входили вышеуказанные действия, что подтверждается должностной инструкцией машиниста электробалластера (ЭЛБ -3).
Отказывая в иске, суд указал в решении, об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании выплаты денежной компенсации за неиспользованное время междусменного отдыха в полном объеме, поскольку доказательств, объективно подтверждающих время переработки, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что фактически отработанное время также отражается в разъездных ведомостях и что суд необоснованно не принял их как доказательства, являются несостоятельными.
Часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.
Пунктами 2,9 Положения предусмотрено, что в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка ... Время начала работы - время явки работника к постоянному месту работы, время окончания работы - время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.
Начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.
В других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников.
Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.
Согласно пунктам 28, 29 Положения при проезде работников путевых машинных станций к месту производства работ и обратно в пределах обслуживаемого участка специальными рабочими поездами, время, затраченное в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, включается в рабочее время. Если место производства работ находится за пределами обслуживаемого участка, то время проезда включается в рабочее по 8 часов за каждые 24 часа проезда при пятидневной рабочей неделе.
В рабочее время работников, в том числе специалистов, обслуживающих железнодорожно-строительные машины, включается: время на подготовку машины к работе, время непосредственной работы на машине, ожидание прицепки и отцепки от локомотива, ожидание отправления, следование по перегону, маневры на станции и постановку машины в тупик.
Согласно Правил внутреннего трудового распорядка Путевой машинной станции N108 ОАО "РЖД" предусмотрено, а именно:
- п. 5.3. Началом работы для всех работников предприятия считается момент явки к постоянному месту работы (сбора)(..);
В связи со спецификой производства, а именно: сезонностью выполняемых работ в ПМС-108 для работников, привлекаемых к ремонтно-путевым работам, устанавливается в период с 1 апреля по 30 ноября особый режим работы, при котором время начала и окончания работы привязано к времени начала и окончания ремонтных работ на перегоне\станции
- 5.7 для монтеров пути, машинистов, железнодорожных- строительных машин (АПО, ВПР, ЭЛБ, УК, УКСП, ЗРЛ., МПД, ППК)(..) устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени с режимом 5-ти дневной рабочей недели (выходные дни- суббота, воскресенье)
- 5.12 для работников с суммированным учетом рабочего времени и сменных работников продолжительность рабочей недели не должна превышать 12часов. Работа более 2-х ночных смен( с 22часов до6часов) подряд не допускается. Время непрерывного отдыха между сменами должна составлять не менее12часов, а после 2-х ночных смен не менее 24часов (..). Неиспользованное время междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам путем предоставления дополнительного отдыха по окончании летне-путевых работ, но не позднее 1мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки с оплатой в установленном порядке (..);
- 5.16 установлены постоянные места явки на работы (..) для машинистов путевых машин в период летних путевых работ - место стоянки соответствующей путевой машины на путях производственной базы. Оповещение работников о времени и месте производства работ осуществляется через руководителей подразделения и распределителей работ;
-5.18 при проезде работников путевых машинных станций к месту производства работ и обратно в пределах обслуживаемого участка специальными рабочими(хозяйственными) поездами, время затраченное в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, включается в рабочее время. В случае, когда место производства работ находится за пределами обслуживаемого участка, то время проезда включается в рабочее время по 8 часов за каждые 24 часа проезда при пятидневной рабочей неделе. Если время, затраченное в пути, в пределах предусмотренного графика движения специальных рабочих(хозяйственных) поездов, то время разъезда в рабочее время не включается и подлежит компенсации в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД".
Табели учета рабочего времени представленные истцом не могут являться надлежащими доказательствами, поскольку не соответствуют Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", и опровергаются сменными рапортами о работе по 8 часов.
Согласно должностной инструкции машинист ЭЛБ-3 непосредственно подчиняется мастеру дорожному или мастеру по эксплуатации машин и механизмов, главному механику. В его обязанности входят, в том числе ведение журнала технического состояния машины, составление сменных рапортов о выполненной работе ЭЛБ.
Согласно п.5.22, 5.33 Правил внутреннего трудового распорядка Путевой машинной станции N108 ОАО "РЖД" время фактически отработанное каждым работником учитывается путем ведения табеля учета использования рабочего времени. Учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником ведется уполномоченным лицом.
В судебном заседании также допрашивался в качестве свидетеля начальник отдела кадров ПМС N108 Г. которая пояснила, что Табель учета времени на бумажном носителе составляет мастер, он подписывается начальником ПМС, мастером, она также их подписывает, потом табель учета составляется по электронной программе оператором ЭВМ и передается в бухгалтерию для начисления заработной платы. Основной учетный документ машиниста - это сменный рапорт, который он составляет самостоятельно на каждый день и сдает его нормировщику, также ведутся ведомости учета разъездов, в котором приезд и отъезд на объект отмечается у диспетчера станции, на которую прибывают для выполнения работ, разъездная ведомость по должностной инструкции заполняется самим машинистом, диспетчер подтверждает приезд своей подписью в разъездной ведомости.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 199, п.1 ст.328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильца П.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.