Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезнёвой Е.Н.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-361/2014 по апелляционной жалобе Москаленко Е.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2014 года, постановленное по заявлению Москаленко Е.А. о признании незаконными решения ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, территориального отделения N 6 г. Улан-Удэ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя Москаленко Е.А. и ее представителя - Генераловой Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Москаленко Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решение ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, территориального отделения " ... " (далее- ФГКУ "Востокрегионжилье") N ... от 7 марта 2013 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель указал на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при разрешении спора не учтено, что на дату увольнения заявителя с военной службы, Москаленко Е.А. не имела в бессрочном пользовании или в собственности жилого помещения. Кроме того, по мнению заявителя суд, рассчитывая жилищную обеспеченность заявителя, необоснованно принимал во внимание учетную норму жилого помещения, установленную законом для Санкт-Петербурга в 9 кв.м. общей площади, в то время как надлежало применить учетную норму, установленную для города Улан-Удэ - 11 кв.м. общей площади жилого помещения. В связи с этим заявитель просит отменить решение и постановить новое решение, удовлетворив требования Москаленко Е.А. в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции заявитель и ее представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения заявителя и ее представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что по декабрь 2012 года Москаленко Е.А. проходила военную службу. Согласно справке начальника филиала N ... " ... ", по состоянию на 1 декабря 2012 года выслуга военной службы " ... " Москаленко Е.А. составила: в календарном исчислении 15 лет, в льготном исчислении - 21 год 8 месяцев (л.д. " ... ").
Согласно письма ФГКУ "Востокрегионжилье" от 18 февраля 2013 года N ... (Л.д. " ... ") Москаленко Е.А. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма, в составе семьи из 2-х человек 1 сентября 2010 года. При увольнении с военной службы заявителем постоянным местом жительства избран Санкт-Петербург.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" N ... от 7 марта 2013 года Москаленко Е.А. в составе семьи из 2-х человек (включая несовершеннолетнего сына М., "дата" года) снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма. Основанием послужили требования п.п.2 и 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что 12 мая 2010 года Москаленко Е.А. добровольно произвела отчуждение 1/3 доли, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности в квартире N ... , расположенной в "адрес", общей площадью 59,8 кв.м., в пользу своих родственников - М.А.А. и М.А.В.., а спустя менее 4-х месяцев после этой сделки необоснованно принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма. В связи с этим, применив положения ст.ст. 53, 56 ЖК РФ, Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, отказал в удовлетворении заявления. Согласно выводов суда совершение заявителем сделки по отчуждению доли квартиры, в результате которой к дате увольнения с военной службы ухудшились жилищные условия семьи, влечет право на признание ее нуждающейся в жилых помещениях и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Принятие Москаленко Е.А. на учет нуждающихся до истечения 5-летнетнего срока со дня совершения сделки, а также несообщение ею о совершении данной сделки ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ не является законным и влечет безусловное снятие гражданина с учета.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Порядок реализации прав военнослужащих на жилище установлен ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ - Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280. Указанные нормативные акты применяются в системном единстве.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 8 мая 2006 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ФГКУ "Востокрегионжилье") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее-ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34 учетная норма в г. Улан-Удэ составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Общая площадь жилого помещения - "адрес", составляет 59,83 кв.м., таким образом, 1/3 доли жилого помещения, ранее принадлежащая заявителю на праве собственности эквивалентна 19,94 кв.м. (59,83/3=19,94) Следовательно, до отчуждения 12 мая 2010 года 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, на каждого члена семьи заявителя приходилось по 9,97 кв.м. (19,94/2=9.97) общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной в г. Улан-Удэ.
Вместе с тем, пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 512 от 29 июня 2011 года, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Вышеприведенные положения согласуются с п.3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Частью 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 30 июня 2005 года), определено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, также установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, поскольку до 12 мая 2010 года заявитель и ее сын, каждый в отдельности обеспечены по 9,97 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму по избранному Москаленко Е.А. месту жительства - Санкт-Петербургу, а в последующем Москаленко Е.А. совершила сделку по отчуждению принадлежащих ей 1/3 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в г. Улан-Удэ, чем добровольно и самостоятельно ухудшила жилищные условия семьи, то ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ и суд первой инстанции обоснованно сделали вывод об отсутствии правовых оснований для признания заявителя нуждающейся в жилых помещениях до истечения 5 лет с момента совершения сделки.
С учетом изложенного у Москаленко Е.А. отсутствует право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма до истечение 5 лет, исчисляемых с 12 мая 2010 года, после совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Кроме того, доказательств того, что при решении 1 сентября 2010 года вопроса о нуждаемости заявителя и членов ее семьи в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, о факте владения на праве собственности 1/3 долей квартиры, расположенной в г. Улан-Удэ и об отчуждении указанных долей Москаленко Е.А. поставила в известность ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, суду не представлено. В заявлении, составленном Москаленко Е.А. собственноручно 12 декабря 2012 года (являющимся приложением к приказу Министра обороны РФ N 509 от 15 апреля 2011 года) и содержащим сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащего и членов его семьи, информации о владении 1/3 долей в квартире "адрес", и отчуждении этого имущества, не указано (Л.д. " ... "). В данном заявлении имеется лишь указание о продаже 5 августа 2003 года однокомнатной квартиры "адрес", т.е. о совершении той сделки по отчуждению имущества, которая не является препятствием для положительного решения вопроса о признании Москаленко Е.А. нуждающейся в обеспечении жилым помещением на основании договора социального найма, поскольку с даты совершения этой сделки до 1 сентября 2010 года прошло более 5 лет (Л.д. " ... ").
Согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.