Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Кожевниковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 07 мая 2014 года гражданское дело по иску к филиалу федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор,
по апелляционной жалобе филиала федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) на решение Щучанского районного суда Курганской области от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" N 136-ФЗ от 07.11.2000 года в должности экономиста отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) в филиале ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ), - с .
Обязать командира войсковой части внести изменения в трудовой договор, заключенный между Филиалом ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) (Работодателем) и (Работником) от по выплате повышенного должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет с , установить 36-часовую рабочую неделю и предоставить отпуск продолжительностью 49 календарных дней.
Обязать командира войсковой части произвести перерасчет заработной платы с с учетом повышений предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" N 136-ФЗ от 07.11.2000 года.
Взыскать с Филиала ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) в пользу () руб. коп. - недополученную заработную плату за период с по
Взыскать с Филиала ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) государственную пошлину в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области в размере ( руб. коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кукуйцева О.А. обратилась в Щучанский районный суд Курганской области с иском к филиалу федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) (далее - филиал войсковой части Федерального бюджетного учреждения войсковой части ) о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор.
В обоснование иска указывала, что работает в филиале войсковой части Федерального бюджетного учреждения войсковой части по трудовому договору с в должности техник отдела (операционного), а с по настоящее время в должности экономист отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства), включенной в перечень профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием и дающих с право на получение льгот и компенсаций, принятых Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам, который в июле года согласован с Министерством труда и социального развития и ГФЭУ МО РФ, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 13.07.2002 с дополнениями. В соответствии со своими должностными обязанностями она выполняет работы, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (вторая группа работ) по научному и техническому обеспечению работ по расснаряжению и детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также по осуществлению надзора и контроля при проведении указанных работ. Считая отказ ответчика в предоставлении ей льгот и компенсаций незаконным, просила признать за ней право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 07.11.2000 N 163-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" в должности экономист войсковой части с , обязать командира войсковой части внести изменения в трудовой договор от по выплате повышенного должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет с , установить 36-часовую рабочую неделю и предоставлять отпуск, продолжительностью 49 календарных дней, обязать командира войсковой части произвести ей перерасчет заработной платы с с учетом повышений, предусмотренных указанным Федеральным законом и взыскать недополученную заработную плату в сумме руб. коп.
Истец Кукуйцева О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила требование о взыскании недополученной заработной платы, просила суд взыскать с ответчика в ее пользу недополученную надбавку к заработной плате за работу с химическим оружием за период с по .
Представитель ответчика филиала войсковой части Федерального бюджетного учреждения войсковой части в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве пояснял, что истец не выполняет работы с химическим оружием, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", выполнение этих работ не предусмотрено ни условиями трудового договора, заключенного с истцом, ни иными письменными документами. Полагал, что включение в списки производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, должно быть подтверждено совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам, согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. В "Перечне профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на льготы и компенсации", утвержденном 13.07.2002 Министром обороны Российской Федерации и Генеральным директором Российского агентства по боеприпасам по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, применительно к объекту, на котором работает истец, должность экономиста не предусмотрена. Кроме того, истец не доказал его соответствие квалификационным требованиям и отсутствие медицинских противопоказаний по занимаемой должности.
Щучанским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель филиала войсковой части Федерального бюджетного учреждения войсковой части , считая его незаконным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции, дополнительно указывает, что аттестация рабочего места истца при отсутствии должности экономист в Списке, дающем право на льготы и компенсации, не является основанием для их предоставления. В Перечне профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на льготы и компенсации, утвержденном 30.04.2005 Министром обороны Российской Федерации и руководителем Российского агентства по промышленности по согласованию с Министерством труда и социального развития, применительно к объекту, на котором работает истец, должность экономист не приведена. Выражает несогласие с выводом о том, что истец подвергается вредному воздействию химического оружия при выполнении своих трудовых обязанностей. Просил решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции истец Кукуйцева О.А., представитель ответчика филиала войсковой части Федерального бюджетного учреждения войсковой части в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, истец Кукуйцева О.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что Кукуйцева О.А. на основании трудового договора от была принята на работу в филиал федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) на должность техника отдела (операционного), дополнительным соглашением к трудовому договору от (л.д. 11) с переведена на должность экономиста отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) на период отпуска по уходу за ребенком основного работника, где и работает по настоящее время (л.д. 9, 10).
Должность экономиста в отделе (эксплуатации и планирования капитального строительства) предусмотрена штатным расписанием войсковой части (л.д. 32), должностные обязанности регламентированы должностной инструкцией (л.д. 22-25). Дополнительным соглашением к трудовому договору от закреплено, что за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада.
В соответствии со ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
Ко второй группе работ с химическим оружием относится, в том числе, научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ. Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1).
Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров (ст. 4).
Гражданам, занятым на работах, предусмотренных ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней (ст. 5).
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного истцом иска, основан на субъективном толковании норм материального права со стороны представителя ответчика.
В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному постановлению предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5, надбавка за непрерывный стаж работы по второй группе работ при стаже до 1 года - 15%, при стаже от 1 года до 3 лет - 20%, при стаже свыше трех лет - 30% к месячному заработку.
Ежегодное вознаграждение (кратно тарифной ставке, должностному окладу, окладу по воинской, штатной должности) по второй группе работ при стаже работы до одного года - 1, при стаже от 1 года до трех лет -1,5, при стаже свыше 3 лет - 2.
Во исполнение федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188 утвержден Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.
Указанными Списками предусмотрен объект по хранению и уничтожению химического оружия в городе Щучье Курганской области (объект 1207) и должность специалист (всех категорий и наименований).
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37, профессия экономист отнесена к должностям специалистов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188 предусмотрено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание карту аттестации рабочего места по условиям труда (л.д. 18-21), согласно которой, рабочее место экономиста отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) по факторам производственной среды и трудового процесса соответствует классу 3.1, по травмобезопасности - 1 классу (оптимальному), по обеспеченности средствами индивидуальной защиты - рабочее место соответствует требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты. Предусмотрены гарантии и компенсации в виде: повышенной тарифной ставки, должностного оклада с коэффициентом 1,5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочей недели 36 часов и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней.
Фактически истцу перечисленные гарантии и компенсации не установлены. Медицинских противопоказаний к работам, связанным с химическим оружием истец не имеет.
В силу абз. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Удовлетворяя иск, проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами спорные правоотношения, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что Кукуйцева О.А. приобрела право на социальные гарантии в виде повышения должностного оклада с коэффициентом 1,5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часовая неделя) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней.
В связи с этим, судом обоснованно удовлетворены требования истца о внесении соответствующих изменений в трудовой договор и взыскании задолженности по заработной плате с учетом надбавки в размере задолженности за период с по , указанной в справке ответчика (л.д. 33).
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, в частности п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188, которым предусмотрено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, не может быть принят во внимание, поскольку судом при вынесении решения карте аттестации рабочего места истца дана надлежащая, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правовая оценка.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что при рассмотрении дела не доказано соответствие истца квалификационным требованиям и отсутствие медицинских противопоказаний к занимаемой должности, противоречит доказательствам, представленным в материалы дела. Согласно заключению медицинского осмотра: медицинских противопоказаний у истца не выявлено, истец была допущена ответчиком к работе в должности экономиста отдела (л.д. 14).
Спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением процессуального порядка. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах. Выводы суда требованиям действующего законодательства не противоречат и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 17 марта 2014 года по иску к филиалу федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменения в трудовой договор оставить без изменения,
апелляционную жалобу филиала федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В.Литвинова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.