Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хамраева Н.У. на постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Хамраева Н.У.,
УСТАНОВИЛ:
24 апреля 2014 года в помещении ОУФМС России по Оренбургской области в Центральном районе г. Оренбурга, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Степана Разина, д. 204, был выявлен гражданин *** Хамраев Н.У., прибывший в Российскую Федерацию 19 июля 2013 года в порядке, не требующем получения визы. При этом Хамраев Н.У. уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания до 16 октября 2013 года, тем самым нарушив п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2014 года Хамраев Н.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Хамраев Н.У. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылаясь на нарушение его права на семейную жизнь.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Хамраева Н.У., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ).
24 апреля 2014 года в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судьей Центрального районного суда г. Оренбурга Хамраев Н.У. вину в совершении административного правонарушения признал, показал, что с 16 октября 2013 года на территории Российской Федерации проживает незаконно, не мог покинуть страну из-за отсутствия денежных средств. При этом обратил внимание суда на наличие у него близких родственников, проживающих в г. Оренбурге - матери и бабушки.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; копией национального паспорта Хамраева Н.У.; досье ФМС России в отношении Хамраева Н.У.; объяснениями Хамраева Н.У. Указанные доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Хамраева Н.У. правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении постановления о назначении Хамраеву Н.У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей районного суда не в полной мере учтены требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, указанные в ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации у Хамраева Н.У. проживает мать - гражданка Российской Федерации ФИО1 (пенсионерка), и бабушка, которые являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи Хамраева Н.У.
Судом первой инстанции указанные обстоятельства не были приняты во внимание и проверены.
Будучи допрошенной в суде второй инстанции в качестве свидетеля ФИО1. показала, что является пенсионеркой, нуждается в помощи сына Хамраева Н.У., который проживает с ней с 2007 года постоянно. Кроме того, показала, что ранее их семья проживала в ***, в настоящее время все родственники переехали жить в Российскую Федерацию, продали жилье, утратили связь в этой страной.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Хамраева Н.У. на уважение семейной жизни.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Хамраеву Н.У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о его личности, а также противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2014 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Хамраеву Н.У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Хамраева Н.У. удовлетворить частично.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Хамраева Н.У. изменить: исключить указание на назначение Хамраеву Н.У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.