Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.В.,
судей Споршевой С.В., Левковой Г.И.,
при секретаре Мухиной Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Ганишина О.М. на решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 24 марта 2014 года, которым постановлено:
Ганишину О.М. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области об оплате фактически отработанного сверхурочного времени отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Ганишина О.М., представителя УФССП России по Рязанской области Данилина Л.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганишин О.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области об оплате фактически отработанного сверхурочного времени.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии со служебным контрактом
N от 13.02.2012г. он проходит государственную гражданскую службу и замещает должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (помощника дежурного). В соответствии со служебным контрактом ему установлен ненормированный рабочий день с круглосуточным дежурством.
В 2013 году норма рабочего времени для истца согласно действующему законодательству составила 1668 часов. Фактически в 2013 году им отработано 1780 часов рабочего времени.
06 декабря 2013 года он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил скорректировать график дежурств на декабрь 2012 года таким образом, чтобы не допустить нарушения его прав или оплатить 112 часов отработанных сверх нормы за учетный период как сверхурочную работу.
В ответе от 30 декабря 2013 года ответчик сообщил, что истцу установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, в связи с чем переработка не может быть оплачена как сверхурочная работа.
Истец полагает, что ответчиком не соблюдались нормы закона в части учета рабочего времени, в том числе отработанного в ночное время, выходные и праздничные дни. В результате этого не осуществлялась оплата труда в полном объеме. Истец в 2013 году работал 112 часов сверхурочно, в связи с чем указанная сверхурочная работа должна быть оплачена ответчиком в размере
"
...
" руб.
"
...
" коп.
Кроме того, истец полагает, что незаконными действиями ответчика было нарушено принадлежащее ему право на получение вознаграждения за труд, что причинило истцу моральный вред, размер которого он оценивает в
"
...
" рублей.
Истец просил обязать ответчика оплатить ему отработанное в 2013 году сверхурочное время в размере
"
...
" руб.
"
...
" коп., а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере
"
...
" рублей.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ганишин О.М. просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд в описательной части решения неправильно изложил его заявление, с которым он обратился к работодателю; судом неправильно применены нормы материального права - не применены ст.ст.99 и 104 ТК РФ, не принят во внимание факт работы истца за пределами нормальной продолжительности рабочего времени 112 часов, и разделение понятий: работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и работа, превышающая количество нормального числа рабочих часов в учетном периоде при суммированном учете рабочего времени.
В письменных возражениях УФССП России по Рязанской области просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик возражал против доводов жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается, что Ганишин О.М. занимает должность государственного гражданского служащего - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (помощника дежурного) в специализированном отделе оперативного дежурства Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области.
Согласно служебному контракту
N от 13.02.2012г. ему установлен ненормированный служебный день с круглосуточным дежурством. В связи с особыми условиями государственной гражданской службы ему установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 60-90 процентов от оклада (п.9) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день - 3 календарных дня (пп. "в" п.10).
Приказом УФССП России по Рязанской области
N от 31.12.2008г. для дежурной части специализированного отдела оперативного дежурства установлен круглосуточный режим работы. Начальником отдела оперативного дежурства организован сменный режим круглосуточной работы с периодичным привлечением таких сотрудников, согласно ежемесячно составленным графикам несения службы, утвержденных заместителем руководителя УФССП по Рязанской области - заместителем главного судебного пристава по Рязанской области.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно исходил из законодательства, регламентирующего государственную гражданскую службу.
В соответствии с ч.2 ст.45 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданских служащих установлена нормальная продолжительность служебного времени не превышающая 40 часов в неделю, а также пятидневная служебная неделя.
Вместе с тем, в силу ч.3 ст.45 указанного Закона гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы устанавливается ненормированный служебный день, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.
Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа (ч.4 ст.45).
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.5 ст.45).
В соответствии с п.3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090, продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого гражданским служащим, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не может быть менее 3 календарных дней.
Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.
В соответствии с п.4 указанных Правил, в случае если дополнительный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.
Аналогичные положения содержатся в Отраслевом соглашении по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2012-2014 годы (п.2.9).
Кроме того, в соответствии с ч.2 и п.2 ч.5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим предусматривается выплата в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада.
Согласно п. "г" п.5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 02.05.2014) "О денежном содержании федеральных государственных служащих" размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по старшей группе должностей гражданской службы установлен от 60 до 90 процентов должностного оклада.
Аналогичное положение содержится в п.4.1 Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 08.12.2006 N 157 (ред. от 25.10.2012).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ганишина О.М., районный суд исходил из того, что ему в определенном законом порядке установлен особый режим работы и в связи с этим специально повышенные по сравнению с трудовым законодательством меры социальной защиты, в том числе по оплате труда и предоставлению отпуска. Принимая во внимание, что Ганишину О.М. производится ежемесячная выплата за особые условия службы, а также предоставляется дополнительно оплачиваемый отпуск, права на оплату за исполнение своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени он не имеет.
Поскольку судом не установлен факт нарушения ответчиком прав истца в результате невыплаты ему денежных сумм за сверхурочную работу, его требование о компенсации морального вреда является необоснованным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о содержащихся неточностях в описательной части решения суда относительно текста заявления, с которым истец обращался к работодателю, являются несущественными и не влияют на сущность рассмотренного спора, а также на законность и обоснованность выводов суда.
Другие доводы, изложенные в жалобе, приводились истцом в суде первой инстанции, были предметом исследования суда и последующей оценки в судебном решении. Они основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 24 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Ганишина О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.