Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 мая 2014 г. по делу N 33А-925/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Патланя В.А.,
судей: Давыдова Д.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре Половинкине К.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя "данные изъяты" "данные изъяты" военного округа (далее - "данные изъяты") - ФИО11 на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 31 января 2014 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Поспелова Евгения Вячеславовича об оспаривании действий "данные изъяты" и командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части и привлечением к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., объяснения представителя "данные изъяты" - ФИО12 в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя заявителя - ФИО13, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа - "данные изъяты" Никипоренко Е.Г., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом командира войсковой части N от 4 июля 2013 г. N 1061 Поспелову объявлено взыскание в виде "данные изъяты".
Приказами "данные изъяты" от 2 августа 2013 г. N 180-кс и от 25 сентября 2013 г. N 172 (с учетом внесенных в него изменений приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 560) Поспелов, соответственно, уволен с военной службы "данные изъяты" и с 16 ноября 2013 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Поспелов оспорил вышеназванные приказы и просил суд обязать командование их отменить.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Приказы командующего об увольнении Поспелова с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части признаны незаконными, на указанное должностное лицо возложена обязанность их отменить, восстановить заявителя на военной службе в прежней (с его согласия - равной или не ниже) воинской должности и списках личного состава воинской части, обеспечив положенными видами довольствия.
В удовлетворении требований в части привлечения Поспелова к дисциплинарной ответственности судом отказано в связи с пропуском срока обращения в суд с заявлением.
В апелляционной жалобе представитель "данные изъяты" - ФИО15 указывает на то, что в период прохождения военной службы Поспелов неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Это обстоятельство, по мнению ФИО16, обоснованно расценено командованием как существенное нарушение заявителем условий контракта, исключающее возможность дальнейшего прохождения им военной службы. Автор жалобы обращает внимание на то, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих вину "данные изъяты" в нарушении его прав, поскольку проведение всех мероприятий, предшествующих увольнению военнослужащего с военной службы, и подготовка проекта соответствующего приказа относятся к исключительной компетенции командира воинской части.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования в связи с невыполнением условий контракта.
Исходя из требований п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, проводится аттестация военнослужащих. Порядок ее организации и проведения утвержден приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444.
Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При этом объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом, заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы. Наличие же у военнослужащего дисциплинарных взысканий, само по себе, не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Более того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления от 21 марта 2013 г. N 6-П, в случае, когда военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем, в частности, может свидетельствовать наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), аттестация является обязательным элементом порядка досрочного увольнения такого военнослужащего с военной службы.
Согласно п. 3 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444, не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист. Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
Такого права Поспелов был лишен, поскольку вопреки требованиям Порядка аттестационный лист на Поспелова составлен лишь в день аттестации, т.е. 8 июля 2013 г.
Кроме того, из данного аттестационного листа видно, что основанием для принятия аттестационной комиссией решения о целесообразности досрочного увольнения Поспелова с военной службы в вязи с невыполнением условий контракта явились два взыскания в виде "данные изъяты", объявленные заявителю в приказах командира войсковой части N от 28 февраля 2012 г. N 340 и от 4 июля 2013 г. N 1061, а также "данные изъяты".
Между тем в ходе судебного разбирательства командир медицинской роты ФИО17 охарактеризовал Поспелова с положительной стороны, как грамотного специалиста, добросовестного и исполнительного военнослужащего. При этом судом установлено, что ссылка в аттестационном листе на приказ командира воинской части от 28 февраля 2012 г. N 340 является необоснованной, поскольку данный приказ не содержит сведений о привлечении Поспелова к какому-либо виду ответственности.
Что касается приказа от 4 июля 2013 г. N 1061, то судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации по истечении года после предупреждения о неполном служебном соответствии командир принимает решение о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке. Причем указанные меры могут быть применены к военнослужащему до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания лишь в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.
Поскольку Поспелов "данные изъяты" 4 июля 2013 г. и сведений о систематическом нарушении им после этого исполнения должностных или специальных обязанностей материалы дела не содержат, оснований для принятия во внимание данного взыскания 8 июля того же года у аттестационной комиссии воинской части не имелось.
При таких обстоятельствах допущенное в отношении заявителя нарушение порядка увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, следует признать существенным.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции, признавшего незаконными оспариваемые приказы об увольнении и исключении заявителя из списков личного состава воинской части, является правильным.
Руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 31 января 2014 г. по заявлению Поспелова Евгения Вячеславовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя "данные изъяты" военного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.