Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Долматова М.В. и Зотиной Е.Г.
при секретаре Самойловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Филиппова Г.В. на решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Филиппова Г.В. к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственному казенному учреждению "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" об установлении тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию - отказать.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения истца, представителей ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппов Г.В. обратился в суд с исковыми требованиями, впоследствии уточненными, к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности, включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию. В обоснование иска указал, что обратился в ОПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако ему было отказано. Полагает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии должны быть включены периоды работы с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года и 1 июля 2011 года по 30 апреля 2013 года.
Определением суда к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, а затем соответчика привлечено Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа".
В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях, пояснил, что, не смотря на неоднократные изменения в наименовании организации работодателя, он работал в должности водителя автомобиля (пожарного) исполняя одни и те же трудовые обязанности и при прежней трудовой функции.
Представитель ответчика ОПФ Яновская А.Н. исковые требования не признала, пояснила, что трудовая пенсия назначается ранее достижения пенсионного возраста, если лицо на нее претендующее, не менее 25 лет отработало на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных Списком N 437.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец. В апелляционной жалобе истец указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, приводит доводы, аналогичные озвученным в ходе рассмотрения дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ОПФ находит решение суда законным и обоснованным.
Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой приводятся доводы, озвученные представителем в хорде рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в связи с тем, что на момент обращения Филиппова Г.В. в ОПФ он имел необходимого стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, не противоречат закону, регулирующему спорные правоотношения.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Филиппов Г.В. с 19 ноября 1992 года по 31 декабря 2001 года работал в должности пожарного 2 класса, водителя 3 класса в Приуральском пожарно-спасательном отряде СПАСС УВД Тюменского облисполкома п. Аксарка.
1 января 2009 года Филиппов В.Г. принят на должность водителя Пожарной части по охране с. Аксарка Государственного учреждения "Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по Приуральскому району".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В этой связи, с 1 января 2009 года Государственное учреждение "Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по Приуральскому району" утратило статус учреждения, относящегося к Государственной противопожарной службе МЧС РФ.
15 марта 2011 года Государственное учреждение "Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по Приуральскому району" переименовано в Государственное казенное учреждение "Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по Приуральскому району".
10 июня 2011 года учреждение реорганизовано путем слияния в Государственное казенное учреждение "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа". С указанным учреждением истец состоит в трудовых отношениях до настоящего времени.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона N 69-ФЗ. Так, в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 69-ФЗ (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Вместе с тем, подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" время работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации, в коей и трудился истец в приведенный им период с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года и 1 июля 2011 года по 30 апреля 2013 года, в период работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам не может быть включено.
Вопреки доводам жалобы, тождественность в выполняемых истцом функциях после изменения статуса учреждения отсутствует. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, в отличие от работников противопожарной службы субъектов РФ, в которой служит истец, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
На основании вышеизложенного, обстоятельства возникшего спора исследованы судом полно и всесторонне, полученным доказательствам дана объективная оценка, решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тем обстоятельствам, на которые он ссылался в судебном заседании и которые тщательно изучены судом по правилам, предусмотренным ст. ст. 12, 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска правомерен.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.