Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Болат-оол А.В., Дулуш В.В.
при секретаре Доржу Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционную жалобу представителя ответчика Чооду Т-Б.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2014 года по гражданскому делу по заявлению Ооржак К.К. о признании незаконным бездействия министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак К.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка, указывая, что 09 декабря 2013 года заявитель обращалась в министерство с заявлением об оформлении документов на земельный участок, расположенный по адресу **, **, на что Минземимущество РТ отказало в предоставлении земли со ссылкой на то, что в случае если судом будет принято решение о признании права собственности на самовольную постройку, то Минземимущество РТ рассмотрит вопрос о закреплении земельного участка. Считает отказ незаконным и необоснованным, так как в ** года указанный земельный участок был передан заявителю постановлением председателя администрации ** N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отводе земельных участков граждан города". Все это время из-за административных проволочек заявитель не смогла заключить договор аренды на земельный участок и впоследствии оформить документы на жилой дом. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок имеет статус учтенного. Площадь земельного участка составляет ** кв.м., в связи с чем на жилой дом отсутствует документы в соответствии с градостроительным законодательством оформление правоустанавливающих документов на объект недвижимости необходимо начинать с оформления прав на земельный участок, на котором находится недвижимость. Бездействие Минземимущество РТ по отказу в оформлении документов на земельный участок, нарушает законные права и интересы заявителя, так как она не может оформить документы на земельный участок и жилой дом. Жилой дом построен в ** году, соответствует архитектурным, противопожарным нормам, не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Просила признать бездействие Минземимущество РТ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу **, **, **, незаконным, обязать Минземимущество РТ принять решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу **, **, **, в соответствии с п. 3 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2014 года признано незаконным бездействие министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по разрешению заявления Ооржак К.К. о предоставлении в аренду земельного участка с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, площадью ** кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, ** **.
Суд обязал министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение одною месяца со дня вступления решения в законную силу разрешить заявление Ооржак К.К. от 09 декабря 2013 года о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ** **, **, по существу.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Ооржак К.К.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886ВХ-1 (в редакции от 08.11.2013 N 2197 ВХ-1) "О земле" земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции: гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 2.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 (далее - Порядок), предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов может осуществляться, в частности, в аренду.
В силу указанного порядка осуществляется в следующем порядке в случае получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в целях индивидуального жилищного строительства, в двухнедельный срок принимает одно из следующих решений: о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка; о публикации в газете "Тувинская правда" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, а также размещении указанного сообщения на официальном сайте Республики Тыва.
Таким образом, действующим Порядком установлены определенные процедуры и последовательность совершаемых действий при решении вопроса о предоставлении земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 09 декабря 2013 года заявителем в Минземимущество РТ подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка.
17 декабря 2013 года Минзеимущество РТ Ооржак К.К. дан ответ, согласно которого предложено обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку. В случае принятия судом решения о признании права собственности на здание Минземимущество РТ рассмотрит вопрос о закреплении данного земельного участка.
Судом установлено, что органом, на который Правительством Республики Тыва возложены полномочия по распоряжению земельными участками республики, в том числе собственность на которые не разграничена, является министерство земельных и имущественных отношений.
На основании вышеизложенного, удовлетворяя заявление Ооржак К.К. суд первой инстанции обоснованно усмотрел наличие незаконного бездействия со стороны Минземимущество РТ, т.к. вопрос о предоставлении участка в аренду Минзеимуществом РТ по существу не разрешен, и следовательно со стороны министерства имеет место бездействие, права безусловно нарушены и заявление Ооржак К.К. о нарушении её прав и законных интересов является обоснованным.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В апелляционной жалобе представитель ответчика считает, что суд вышел за пределы своих полномочий. Однако данный довод не состоятелен, поскольку решение суда такого вывода не содержит. Суд лишь обязал разрешить заявление Ооржак К.К. от 09 декабря 2013 года о предоставлении в аренду земельного участка по адресу : ** ** **, по существу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2014 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.