СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Харманюк Н.В.,
судей: Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании 05 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Виноградовой Т.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2014 года, по которому постановлено:
"В иске Виноградовой Т.Н. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... года о снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий из списков общей очереди, льготной очереди "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и льготной очереди "инвалиды ... группы и детства" и восстановлении на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в списках общей очереди, льготной очереди "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и льготной очереди "инвалиды ... группы и детства", отказать.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения Виноградовой Т.Н., Виноградова А.С., Виноградовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Виноградова Т.Н. обратилась в суд к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным исключения ее из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий о об обязании Администрации МО ГО "Сыктывкар" восстановить ее в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях и в льготных очередях по категориям "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "инвалиды ... группы и детства".
Третьи лица требования поддержали в полном объеме, ответчик иск не признал.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит истица, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Виноградова Т.Н. была поставлена в администрации МО ГО "Сыктывкар" на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой подачи заявления ... г., с составом семьи ... человек, по льготной категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с датой постановки ... г., по льготной категории "инвалиды ... группы и детства" с датой постановки ... г.
Ранее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состоял муж заявительницы В. А.С., являющийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, после его смерти в ... году очередь была переведена на Виноградову Т.Н. согласно ее заявлению.
Семья проживала и проживает по адресу: ... Общая площадь квартиры составляет ... кв. м, жилая ... кв.метра.
Решением жилищно-бытовой комиссии от ... года Виноградова Т.Н. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий из списков, как общей очереди, так и льготных в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (намеренное ухудшение жилищных условий).
Основанием для принятии такого решения послужило то обстоятельство, что в собственности члена семьи Виноградовой Т.Н.- В. Г.В.( ... ) находилась комната, расположенная по адресу: ... , общей площадью ... кв.м., дата государственной регистрации права ... (комната получена в порядке наследования), которая была в дальнейшем ею продана, дата государственной регистрации прекращения права- ... года. ... года В.Г.В. была зарегистрирована по адресу: ...
Виноградова Т.Н. на настоящий момент проживает в указанной квартире с составом семьи ... человек.
Соглашаясь с доводами Администрации МО ГО "Сыктывкар" о намеренном ухудшении истицей жилищных условий, суд исходил из того, что на дату смерти В. С.С., умершего ... года, семья Виноградовых не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на указанную дату норма жилой площади при постановке на учет, согласно "Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утв. Указом Главы Республики Коми 27 мая 1999 года, составляла 7 кв.метров, в то время, как на каждого члена семьи Виноградовых приходилось по 12,4 кв.метра, кроме того, очередь В. С.С. по категории "участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" не могла быть переведена на Виноградову Т.Н., так как она участия в ликвидации указанной аварии не принимала, наряду с этим, продажей комнаты семья Виноградовых намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку на настоящий момент на каждого члена семьи истицы приходится по 10,44 кв. м., что менее учетной нормы, установленной по г. Сыктывкару решением Совета МО ГО "Сыктывкар"-10,5 кв.м., тогда, как с момента принятия наследства в виде комнаты в общежитии- ... г. на каждого члена семьи приходилось по 13 кв.м., что выше названной учетной нормы.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Виноградова Т.Н., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года ( ст.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане в том числе: 1)имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела, В. С.С. ... года обращался в адрес Председателя исполкома Сыктывкарского Совета народных депутатов с заявлением о постановке в очередь на получение благоустроенного жилья по тем основаниям, что его семья проживала в ветхом, неблагоустроенном деревянном доме.
Согласно акту жилищно-бытовых условий заявителя он действительно проживал в деревянном доме, отнесенном комиссией к ветхому жилью.
Таким образом, В. С.С. первично был поставлен на жилищный учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что занимаемое им жилое помещение не отвечало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, что подтверждается представленным актом обследования жилищно-бытовых условий, составленным исполкомом города Сыктывкара, и соответствует основанию, предусмотренному п.п. "б" п.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 N 190.
При этом ни Жилищный кодекс РСФСР, ни Правила не предусматривали необходимости признания жилого помещения непригодным для проживания для решения вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Имеющийся в материалах дела акт проверки жилищных условий заявительницы по форме соответствует акту, приведенному в Приложении N 2 к Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года.
В указанном жилом помещении семья Виноградовых проживает по настоящее время.
Физический износ и техническое состояние дома не улучшилось, следовательно, указанное основание, которое до введения в действие ЖК РФ давало истцу право на получение жилого помещения, не отпало, и в данной ситуации применению подлежит норма права, закрепленная в ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которой истец имеет право состоять на учете до получения им жилого помещения и не может быть снят с учета со ссылкой на п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
В свою очередь, достижение семьей заявителя уровня жилищной обеспеченности свыше нормы предоставления в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не является таким улучшением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пп.1 п. 2 ст.32 ЖК РСФСР, п.п. "б" п.8 вышеуказанных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), поскольку сохраняется нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
За В. С.С. изначально было признано право на постановку на учет независимо от учетной нормы занимаемой площади, а, именно, как за лицом, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Таким образом, жилищная обеспеченность семьи заявителя сверх нормы предоставления непригодным для проживания жилым помещением не может расцениваться как улучшение жилищных условий и являться основанием для снятия заявителя с учета.
Статья 53 Жилищного кодекса РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Само по себе то обстоятельство, что В. Г.В.- ... получила в порядке наследования комнату, которой в дальнейшем распорядилась по своему усмотрению, в силу приведенного выше не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий со стороны заявителя, что послужило основанием для принятия Администрацией МО ГО "Сыктывкар" обжалуемого решения, соответственно, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за истицей должно быть сохранено.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о правомерности снятия Виноградовой Т.Н. и членов ее семьи с жилищного учета, отсутствии оснований для признания незаконным решения Администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... года и возложении на Администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности восстановить указанных лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий являются неправильными.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции, выраженной в оспариваемом решении, в части того, что очередь В. С.С. по категории участники ликвидации последствий Чернобыльской АЭС не могла быть переведена на Виноградову Т.Н., так как она участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не принимала, в силу чего она не может состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренной для данной категории, граждан по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно ч.4 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В пункте 5 Правил определены категории граждан Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
В соответствии с подпунктом "е" этого пункта к ним отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Решением Верховного Суда РФ от ... г., оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ... г., признан недействующим и не подлежащим применению подпункт "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, в той мере, в какой они исключают распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, имевших такое право, а также на семьи, в том числе на вдов (вдовцов), умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Из решения межведомственного экспертного совета ФГУ Здравоохранения " ... " Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий г. ... от ... года следует, что причина смерти В. С.С. связана с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Как установлено судом, истица является вдовой умершего В. С.С.
... года В. С.С. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очереди "участники ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС".
Заявительница находилась с ним в зарегистрированном браке.
Учитывая, что в силу закона на семьи умерших инвалидов-чернобыльцев распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которую имели сами эти граждане, без какой-либо ограничительной оговорки, а также то, что В. С.С. с ... г. состоял на учете нуждающихся в жилье, при жизни изъявил желание участвовать в подпрограмме со всеми членами семьи, в том числе, с Виноградовой Т.Н.., на которую после его смерти, как вдову ликвидатора аварии на ЧАЭС, со всеми членами семьи была переведена очередь, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии у нее оснований состоять на данном учете.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Виноградовой Т.Н., заявленных к Администрации МО ГО "Сыктывкар".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:
" Исковые требования Виноградовой Т.Н. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" удовлетворить.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... года, согласно которому Виноградова Т.Н снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий из общей и льготной очереди по категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "инвалиды ... гр. и детства".
Восстановить Виноградову Т.Н. и членов ее семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди с ... года, льготной очереди "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ... года и "инвалиды ... гр. и детства" с ... г."
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.