Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зинченко И.П., судей Лимоновой Л.Ф., Коренева А.С., при секретаре Савичевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 20.03.2014 гражданское дело по иску прокурора Туринского района в интересах З. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району, государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения,
по апелляционным жалобам Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2013.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения прокурора Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туринского района обратился в суд в интересах З. с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительства), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство имущества), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району (далее - Управление социальной политики), государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд жилищного строительства) о возложении на Фонд жилищного строительства обязанности по приобретению жилого помещения для З. ; обязывании Министерства имущества зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; обязывании Министерства строительства распределить жилое помещение З. ; обязывании Фонда жилищного строительства подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление социальной политики; обязывании Управления социальной политики обеспечить подписание договора З.
В обоснование своих требований прокурор Туринского района указал, что З. , ( / / ) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, так как ее отец Е.В. скончался ( / / ) , а мать Н.В. лишена родительских прав. В соответствии с приказом Управления социальной политики от ( / / ) N З. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области. В ходе проверки установлено, что З. до настоящего времени закрепленного жилья не имеет, проживает у бывшего опекуна.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2013 исковые требования удовлетворены. На Фонд жилищного строительства возложена обязанность по приобретению жилого помещения для З. ; на Министерство имущества возложена обязанность зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; на Министерство строительства возложена обязанность распределить жилое помещение З. ; на Фонд жилищного строительства возложена обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения с З. ; на Управление социальной политики возложена обязанность обеспечить подписание подготовленного Фондом жилищного строительства и направленного им для этой цели договора с З.
В апелляционной жалобе Управление социальной политики просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований об обязанности обеспечения подписания договора с З. отказать. Заявитель полагает, что п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (далее - Порядок предоставления жилых помещений), истолкован судом первой инстанции неправильно. Данный пункт не содержит обязанности по обеспечению подписания договора, в связи с чем не может быть применен при удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе Министерство по управлению имуществом просит решение суда первой инстанции изменить, в удовлетворении требований к Министерству имущества отказать. Ссылаясь на положения Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (далее - Порядок приобретения (строительства) жилых помещений) и постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление от 16.04.2013 N 491-ПП), заявитель указывает, что к компетенции Министерства имущества относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. При этом в приобретении (строительстве) таких жилых помещений и их предоставлении лицам, относящимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключении договоров найма Министерство имущества не участвует. Зачисление помещений, приобретенных для детей-сирот, в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области и учет таких помещений согласно установленному порядку Министерство имущества осуществляет после приобретения (строительства) таких помещений и предоставления в Министерство имущества всех документов, перечисленных в п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, в том числе копий свидетельств о государственной регистрации права собственности Свердловской области на жилые помещения, во внесудебном порядке.
Прокурор Г. против удовлетворения апелляционных жалоб возражала, указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, обязанности на ответчиков возложены в соответствии с положениями постановлений Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП т от 24.04.2013 N 527-ПП.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Как следует из материалов дела, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от 24.02.2014, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не возражал.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
С учетом положений приведенной нормы обжалуемое решение суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции в части доводов апелляционных жалоб о возложении обязанностей на управление социальной политики и министерство имущества.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, и не оспаривается сторонами, что З. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) правом на дополнительные гарантии - предоставление специализированного жилого помещения, приказом Управления социальной политики от ( / / ) N принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области.
На основании п. 9 Порядка предоставления жилых помещений уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства, который в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Из содержания данной нормы действительно не следует наличие у Управления социальной политики обязанности именно обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которому распределено это жилое помещение.
С учетом указанного, судебная коллегия полагает обоснованным соответствующий довод апелляционной жалобы Управления социальной политики и считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда первой инстанции вывод о возложении на Управление социальной политики обязанности обеспечить подписание подготовленного Фондом жилищного строительства и направленного им для этой цели договора с З.
При этом следует отметить, что действуя разумно и добросовестно, Управление социальной политики после получения из фонда договора социального найма известит об этом лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с которым заключается данный договор.
В соответствии с подп. 2 п. 1 в целях реализации установленных федеральным законодательством льгот по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство имущества определено в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из положений п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области на основании ряда документов после государственной регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда жилищного строительства на эти помещения.
Таким образом, принимая во внимание, что действия Министерства имущества по зачислению приобретенного (построенного) для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья регламентированы нормативным актом Свердловской области и совершаются при соблюдении определенной процедуры во исполнение возложенных на Министерство имущество обязанностей, оснований для возложения на Министерство имущества обязанности произвести такие действия без возложения на уполномоченное лицо обязанности предоставить в Министерство имущества документы, перечисленные в п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений - не имеется.
Между тем, возложение упомянутых обязанностей на других лиц, которые поименованы в указанном Порядке приобретения (строительства) жилых помещений - предметом настоящего спора не является (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным апелляционную жалобу Министерства имущества также удовлетворить, исключив из резолютивной части решения суда первой инстанции вывод о возложении на Министерство имущества обязанности зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2013 оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения выводы суда об обязывании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области и об обязывании Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району обеспечить подписание подготовленного Государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" и направленного им для этой цели договора с З. .
Председательствующий: И.П. Зинченко
Судьи: Л.Ф. Лимонова
А.С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.