Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Чумак Г.Н.,
Морозовой С.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Мишуниным А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 11.06.2014 в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сысертского городского округа о признании бездействия по принятию мер к ремонту гидротехнического сооружения, возложении обязанности провести капительный ремонт гидротехнического сооружения
по апелляционной жалобе ответчика администрации Сысертского городского округа на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 27.01.2014.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Сысертского городского округа о признании бездействия по принятию мер к ремонту гидротехнического сооружения, возложении обязанности провести капительный ремонт гидротехнического сооружения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по поручению прокуратуры области Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности.
В соответствии с п. 142 Перечня гидротехнических сооружений на территории Свердловской области, аварии на которых могут вызвать возникновение чрезвычайной ситуации, подготовленного Уральским Управлением Ростехнадзора, гидротехническое сооружение Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья, имеет опасный уровень безопасности и предельное техническое состояние.
На основании постановления главы Сысертского городского округа от 03.11.2009 N 370 в связи с опасным техническим состоянием плотины в ноябре 2009 года произведена сработка (спуск воды) Бобровского водохранилища. В дальнейшем в ноябре 2010 года на основании муниципального контракта от ( / / ) N ООО НЛП "Проект Стройкомплекс" разработана проектная документация по объекту: "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений Бобровского гидроузла на р. Исеть в пос. Бобровский Сысертского района Свердловской области". Данный проект получил положительное заключение государственной экспертизы ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" N . Однако до настоящего времени администрацией Сысертского городского округа не принято мер к реализации ремонтных работ согласно указанной проектной документации. В бюджете Сысертского городского округа денежные средства на ремонт Бобровской плотины не закладываются. Какая-либо работа по привлечению денежных средств на эти цели из бюджета Свердловской области администрацией городского округа также не ведется. В результате бездействия администрации Сысертского городского округа Бобровское гидротехническое сооружение продолжает оставаться в опасном техническом состоянием, что может привести к чрезвычайной ситуации.
Во время последнего обследования гидротехнического сооружения, проведенного прокуратурой 15.04.2013, с выездом на место совместно со специалистами Уральского Управления Ростехнадзора, ОНД по Сысертскому, Арамильскому городским округам ГУ МЧС России по Свердловской области, представителями администрации Сысертского городского округа и МУП "ЖКХ п. Бобровский", установлено, что вода из водохранилища проходит через левую открытую створку плотины, правая створка плотины закрыта. Гидротехническое сооружение по-прежнему находится в опасном техническом состоянии и требует ремонта (имеются следы разрушения бетонного основания, металлических конструкций и т.п.).
Сооружение плотины заводского пруда на реке Исеть, литер 1, длина - 290 м по адресу: Свердловская область, Сысертский район, пос. Бобровский, находится в собственности Сысертского городского округа. Постановлением главы Сысертского городского округа от ( / / ) N данное гидротехническое сооружение передано на праве полного хозяйственного ведения МУП "ЖКХ п. Бобровский".
Со ссылкой на ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Сысертского городского округа по принятию мер к ремонту гидротехнического сооружения Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья, обязать ответчика провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кашкарова М.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Сысертского городского округа Салов Д.В. исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что сооружение плотины заводского пруда на реке Исеть в пос. Бобровском передано в хозяйственное ведение УМП "ЖКХ Бобровское" на основании постановления главы Сысертского городского округа от ( / / ) N . ( / / ) ФГУ "Территориальный фонд геологической информации по Уральскому федеральному округу" составлен акт обследования технического состояния гидротехнических сооружений водохранилища (пруда) Бобровское водохранилище - р. Исеть, 539 км выше устья. Министерством природных ресурсов Свердловской области (заказчик) с ООО "Геотехпроект" (подрядчик) заключен государственный контракт N , согласно которому подрядчик обязался разработать проектную документацию "Очистка донных отложений ложа Бобровского водохранилища на р. Исеть". В настоящее время идет разработка проекта по очистке дна, в связи с чем капитальный ремонт гидротехнического сооружения невозможен. Сумма, требуемая для ремонта гидротехнического сооружения, значительна. Недостающие средства могут быть получены в качестве субсидий (субвенций) федерального бюджета. В настоящее время бюджет на 2014 такие расходы не предусматривает.
Представитель третьего лица МУП "ЖКХ "Бобровское" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 27.01.2014 исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сысертского городского округа о признании бездействия по принятию мер к ремонту гидротехнического сооружения, возложении обязанности провести капительный ремонт гидротехнического сооружения удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Сысертского городского округа по принятию мер к ремонту гидротехнического сооружения Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья. На администрацию Сысертского городского округа возложена обязанность провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика администрации Сысертского городского округа ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии действий со стороны ответчика по ремонту гидротехнического сооружения, указывает, что для выполнения капитального ремонта в соответствии с проектной документацией необходимо три года.
В возражениях на жалобу Сысертский межрайонный прокурор повторил доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, указал, что к доводам стороны ответчика о маловероятном возникновении чрезвычайной ситуации и о возможном нарушении прав человека на благоприятную окружающую среду в связи с выемкой и складированием остро токсичного шлама со ссылкой на акт обследования от ( / / ) следует отнестись критически.
Представитель ответчика Старков А.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования и доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно указал, что ответчик обжалует решение суда только в части установленного судом срока проведения капитального ремонта.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Свердловской областной прокуратуры Дорофеева И.П. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Третьи лица Уральское Управление Ростехнадзора и МУП "ЖКХ п. Бобровский" своих представителей для участи в суде апелляционной инстанции не направили.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено к слушанию на 11.06.2014 определением от 19.05.2014, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено участвующим в деле лицам простым письмом по почте 19.05.2014. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, представители третьих лиц не сообщили суду о причинах своей неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, отсутствие неявившихся лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
Заслушав представителя ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания, гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
Статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом
работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственником сооружения плотины заводского пруда на реке Исеть, литер 1, длина - 290 м, по адресу: Свердловская область, Сысертский район, п. Бобровский, является Сысертский городской округ, что следует из свидетельства о регистрации права от ( / / ) N . Постановлением главы Сысертского городского округа от ( / / ) N данное гидротехническое сооружение передано на праве полного хозяйственного ведения МУП "ЖКХ п. Бобровский".
На основании постановления главы Сысертского городского округа от ( / / ) N в связи с опасным техническим состоянием плотины в ноябре 2009 года произведена сработка (спуск воды) Бобровского водохранилища.
В ноябре 2010 года на основании муниципального контракта от ( / / ) N ООО НЛП "Проект Стройкомплекс" разработана проектная документация по объекту: "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений Бобровского гидроузла на р. Исеть в пос. Бобровский Сысертского района Свердловской области". Данный проект ( / / ) получил положительное заключение государственной экспертизы ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" N . Общая сметная стоимость работ согласно сводному сметному расчету в ценах ( / / ) составила ( / / ) .
Как следует из материалов дела, по поручению прокуратуры области Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности.
В соответствии с п. 142 Перечня гидротехнических сооружений на территории Свердловской области, аварии на которых могут вызвать возникновение чрезвычайной ситуации, подготовленного Уральским правлением Ростехнадзора, гидротехнического сооружения Бобровское - р. Исеть, п. Бобровский, 359 км выше устья, имеет опасный уровень безопасности и предельное техническое состояние.
Последнее обследование гидротехнического сооружения проведено прокуратурой ( / / ) с выездом на место совместно со специалистами Уральского Управления Ростехнадзора, ОНД по Сысертскому, Арамильскому городским округам ГУ МЧС России по Свердловской области, представителями администрации Сысертского городского округа и МУП "ЖКХ п. Бобровский". Установлено, что вода из водохранилища проходит через левую открытую створку плотины, правая створка плотины закрыта. Гидротехническое сооружение по-прежнему находится в опасном техническом состоянии и требует ремонта (имеются следы разрушения бетонного основания, металлических конструкций и т.п.).
Поскольку в судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер к реализации ремонтных работ согласно указанной проектной документации, в бюджете на 2014 год Сысертского городского округа денежные средства на ремонт Бобровской плотины не заложены, администрацией Сысертского городского округа не предпринимались какие-либо мероприятия по привлечению денежных средств на данные цели из бюджета Свердловской области, в результате бездействия администрации Сысертского городского округа Бобровское гидротехническое сооружение продолжает оставаться в опасном техническом состоянии, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылку заявителя жалобы на акт обследования технического состояния гидротехнических сооружений водохранилища (пруда) от ( / / ) , составленный ФГУ "ТФГИ по Уральскому федеральному округу", а также справку государственного инспектора Уральского управления Ростехнадзора Л.Г. Голощука о гидротехнических сооружениях Бобровского водохранилища от ( / / ) , судебная коллегия считает необоснованной, поскольку данный акт и справка не согласуются с установленными по делу обстоятельствами.
Доводы дополнительной апелляционной жалобы о том, что минимальный необходимый срок для проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения Бобровского водохранилища составляет три года, судебная коллегия отклоняет, поскольку, как следует из материалов дела, проект проектной документации который предусматривал проведение капитального ремонта в течение двух лет, получил положительное заключение государственной экспертизы N ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" ( / / ) , техническое задание к государственному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации Бобровского водохранилища по объекту: "Очистка от донных отложений ложа Бобровского водохранилища на реке Исеть в п. Бобровском Сысертского городского округа Свердловской области" согласовано ( / / ) , срок выполнения работ составил 260 дней со дня подписания контракта ( ( / / ) ).
Иные доводы апелляционной жалобы, на которые ссылался представитель ответчика, не могут служить основанием для освобождения администрации Сысертского городского округа от ответственности за невыполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", которые ответчик как собственник должен исполнять в силу закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Нарушения процессуального законодательства, влекущие безусловную отмену решения суда, судом не допущены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 27.01.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Сысертского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П. Игнатьев
Судьи
Г.Н. Чумак
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.