Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Губаревой О.Н. на постановление заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 21 марта 2014 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 30 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 21 марта 2014 года продавец магазина "Липка" ООО "Липка" Губарева О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Губарева О.Н. обратилась в суд с жалобой.
Решением судьи Советского районного суда города Липецка от 30 апреля 2014 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Губарева О.Н. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными.
Выслушав защитника Губаревой О.Н. Сеславинского А.М., представителя Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Гаракишиева И.В., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ. При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 13 февраля 2014 года в магазине "Липка" ООО "Липка", расположенном по адресу: город Липецк, улица Вермишева, дом 2 А, осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, выразившееся в том, что на 43 ценниках отсутствовала подпись материально ответственного лица либо печать организации.
В соответствии с п.2.1.12 должностной инструкции продавца ООО "Липка" Губаревой О.Н. она обязана контролировать наличие товаров в отделе, проверять качество, сроки годности товаров, проверять наличие и соответствие маркировок, оформлять ценники в соответствии с требованиями Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ N 55 от 19 января 1998 года, и своевременно их размещать в торговом зале.
Губарева О.Н., работая продавцом в магазине "Липка" ООО "Липка", являясь согласно п.1.6 должностной инструкции продавца ООО "Липка", должностным лицом с полной материальной ответственностью, в силу ст. 2.4 КоАП РФ как должностное лицо несет ответственность за ненадлежащее оформление ценников.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 марта 2014 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 13 февраля 2014 года, протоколом об изъятии вещей и документов от 13 февраля 2014 года, приложением N 1 к протоколу об изъятии вещей и документов от 13 февраля 2014 года, 43 ценниками на алкогольную продукцию, должностной инструкции продавца ООО "Липка" и другими доказательствами по делу, которым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах имелись законные основания для признания Губаревой О.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления и решения, не допущено.
Оснований для переквалификации деяния Губаревой О.Н. на ст.14.15 КоАП РФ, не имеется, поскольку указанные положения п.19 Правил продажи отдельных видов товаров распространяются и на розничную продажу алкогольной продукции.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров помимо общих норм, содержащихся в ст. 14.15 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Таким образом, нарушение Губаревой О.Н. п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, допущенное при реализации алкогольной продукции, свидетельствует о нарушении ею иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в силу статьи 23.50 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области N57 от 27 февраля 2014 года утвержден перечень должностных лиц Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, которые в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ вправе составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях: консультант отдела административной практики Гаракишиев И.В..
Консультант отдела административной практики Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Гаракишиев И.В. действует на основании ст.23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Положения об Управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 9 июля 2010 г. N 239-р, к функциям которого относится осуществление государственного контроля в области розничной продажи алкогольной продукции.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что консультант отдела административной практики Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Гаракишиев И.В. вправе был составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Совершенное Губаревой О.Н. административное правонарушение не является малозначительным.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом того, что оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, гарантирующим охрану жизни и здоровья потребителям, а требования п.19 Правил продажи отдельных видов товаров направлены на обеспечение соблюдения прав потребителей, поэтому судья обоснованно отказал в применении статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении Губаревой О.Н. от административной ответственности. Допущенные нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе правам потребителей.
Административное наказание назначено Губаревой О.Н. в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах, установленных санкцией ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 21 марта 2014 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 30 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Губаревой О.Н. оставить без изменения, а жалобу Губаревой О.Н. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ А.В. Поддымов
Верно:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.