Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Сурковой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Губиловой Г.Ю. на постановление административной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 3 июля 2014 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 22 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.25.3 Закона Ярославской области "Об административных правонарушениях", в отношении Губиловой Г.Ю. ,
УСТАНОВИЛА:
3 июля 2014 года административной комиссией Заволжского района г. Ярославля в отношении Губиловой Г.Ю. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей. Губилова Г.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.3 Закона Ярославской области "Об административных правонарушениях" (далее - Закон, Закон Ярославской области).
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ установлен факт размещения (парковки) Губиловой Г.Ю. автомобиля ... N , государственный регистрационный знак N , N регион, на газоне на придомовой территории жилого дома "адрес" , в нарушение п. 2.1.1 Правил благоустройства город Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета города Ярославля от 30 января 2004 года N 306.
Решением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 22 июля 2014 года постановление административной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 3 июля 2014 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба Губиловой Г.Ю. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 22 июля 2014 года. Заявитель приводит доводы о том, что место, на котором был размещен автомобиль, газоном не является.
В судебном заседании защитник Губиловой Г.Ю. по доверенности Губилов А.В. жалобу подержал.
Ответственный секретарь административной комиссии Сетков А.А. в удовлетворении жалобы возражал.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по данному делу об административном правонарушении постановление административной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 3 июля 2014 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 22 июля 2014 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они постановлены.
Статьей 25.3 Закона Ярославской области "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за размещение автотранспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах на территории населенных пунктов в нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Ярославской области.
Пунктом 2.1.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета города Ярославля от 30 января 2004 года N 306, установлен запрет на территории города парковать машины, прицепы и иные механизмы на газонах, игровых, спортивных и хозяйственных площадках, в местах размещения контейнеров, контейнерных площадок.
В вину Губиловой Г.Ю., как следует из постановления, вменено размещение автомобиля на газоне. При этом, в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ постановление административной комиссии не содержит мотивов, по которым административный орган определил место размещения автомобиля, как газон. В постановлении отсутствует ссылка на определение данного понятия из того или иного источника, а также ссылка на доказательства, по которым административный орган отнес место размещения автомобиля к газону.
При этом, необходимо отметить, что Губилова Г.Ю. приводила на момент рассмотрения дела об административном правонарушении свои доводы о том, что указанное место газоном не является.
Судья первой инстанции при проверке постановления в данной части, указал, что участок, где расположен автомобиль, предназначен для газона.
Вместе с тем указанный вывод судьи не имеет отношения к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст. 25.3 Закона Ярославской области, поскольку указанной нормой предусмотрена административная ответственность за размещение автомобиля на газоне, а не на месте его предполагаемого устройства.
Таким образом, факт размещения Губиловой Г.Ю. автомобиля на газоне по делу ни административной комиссией, ни судьей при рассмотрении жалобы не установлен.
В вину Губиловой Г.Ю. вменяется правонарушение в сфере благоустройства территорий населенных пунктов, предметом противоправного посягательства в данном случае являются элементы благоустройства (газон), которым противоправными действиями по парковке автомобиля причиняется вред и, как следствие, нарушаются материальные права владельцев объекта благоустройства, а также нематериальные блага жителей населенного пункта по благоприятные условия проживания.
Нормативные акты в сфере благоустройства как органов власти Ярославской области, так и органов местного самоуправления города Ярославля понятие "газон" не содержат.
При таких обстоятельствах необходимо исходить из норм федерального законодательства и подзаконных нормативных актов, где такое понятие приводится.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
Согласно данному нормативному акту Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.
Благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Объекты благоустройства территории - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Согласно терминам, утвержденным в составе ГОСТа СССР 28329-89 Озеленение городов, газон - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.
Кроме того, в указанной сфере действуют СНиП III-10-75 (глава 10 части III Благоустройство территорий), а также Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации".
Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод, что газон, как элемент благоустройства территории населенного пункта, несет в себе как нематериальное благо, так и материальную ценность. Указанный объект является рукотворным: создан либо путем посева соответствующих трав, либо путем ухода за дикорастущими травами, в том числе обозначением его бордюрным камнем, невысокой оградой, сохранением формы газона.
Именно такой объект, как один из элементов благоустройства территории, защищается путем введения административной ответственности за его порчу размещением на нем транспортных средств.
Из имеющихся в деле фотографий места парковки автомобиля Губиловой Г.Ю. видно, что он находится на грунтовом покрытии во дворе жилого дома, где произрастают деревья. Под деревьями имеется неухоженный частичный травяной покров.
Данное место не соответствует признакам газона, размещение на нем автомобиля не причиняет вреда или не создает угрозы его причинения объекту административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 25.3 Закона Ярославской области, - правоотношениям в сфере благоустройства.
Таким образом, факт размещения автомобиля Губиловой Г.Ю. на газоне по делу не доказан. Следовательно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой, надлежащими доказательствами не установлена. Факт совершения Губиловой Г.Ю. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в ст. 25.3 Закона Ярославской области по делу не доказана. В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ вынесенные по данному делу акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Необходимо отметить также, что постановление по делу об административном правонарушении содержит вывод о том, что автомобиль Губиловой Г.Ю. расположен в месте, неотведенном для этих целей. Аналогичную позицию занимал представитель административной комиссии в судебном заседании суда первой инстанции.
Вместе с тем, указанные выводы не имеют отношения к рассматриваемому делу об административном правонарушении и на установление в действиях Губиловой Г.Ю. объективной стороны вменяемого ей в вину административного правонарушения не влияют. Административная ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена в ст. 12.19 КоАП РФ.
В вину Губиловой Г.Ю. не вменялось нарушение Правил дорожного движения, к компетенции административной комиссии рассмотрение таких дел не отнесено.
Перечень объектов благоустройства, ответственность за размещение автомобиля на которых установлена в ст. 25.3 Закона Ярославской области, а также в отношении города Ярославля - в Правилах благоустройства город Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета города Ярославля от 30 января 2004 года N 306, строго определен в указанных нормах. Оснований для его более широкого распространения у административного органа не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление административной комиссии Заволжского района г. Ярославля от 3 июля 2014 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 22 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.25.3 Закона Ярославской области "Об административных правонарушениях", в отношении Губиловой Г.Ю. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они постановлены.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.