Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Пшеничникова Д.В., Аврамовой Н.В.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 августа 2014 года гражданское дело по заявлению Я. об оспаривании решения органа государственной власти
по апелляционной жалобе Управления МВД России по городу Кургану на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 июня 2014 года, которым постановлено:
Заявление Я. об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворить.
Признать решение об отказе Я. в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, и в выдаче разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, принятое Управлением МВД России по "адрес" , незаконным.
Обязать УМВД России по "адрес" выдать Я. лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны и разрешение на хранение оружия.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, мнение представителя заявителя Я. по доверенности Д. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УМВД России по "адрес" об отказе в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. В обоснование заявления указывал, что в " ... " года ему была выдана лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. С указанного времени обстоятельства, имеющие значение для получения (продления) лицензии, не изменились. " ... " Я. обратился в УМВД России по "адрес" с заявлением о продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, к которому были приложены документы, предусмотренные Федеральным законом "Об оружии". Вместе с тем, " ... " им было получено уведомление об отказе в продлении соответствующей лицензии в связи с установлением обстоятельств, исключающих возможность продления лицензии на приобретение оружия. Считает незаконным отказ УМВД России по "адрес" в продлении лицензии, ссылаясь на абзац 20 ст. 13 Федерального закона "Об оружии", который содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче лицензии. Полагает, что поскольку отсутствуют основания для отказа в выдаче лицензии, то и оснований для отказа в выдаче лицензии не имелось.
С учетом уточнений заявленных требований, Я. просил признать незаконным и необоснованным отказ Управления МВД России по "адрес" в продлении ему лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны и выдаче разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, а также возложить на Управление МВД России по "адрес" обязанность устранить допущенное нарушение права путем выдачи соответствующих лицензии и разрешения.
В судебном заседании представитель заявителя Я. - Д. , действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам заявления. Пояснила, что в связи с истечением срока лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, заявитель сдал оружие и обратился в УМВД России по "адрес" с заявлениями о выдаче лицензии на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему и выдачи разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. В выдаче разрешения и лицензии было отказано в связи с тем, что не совпадали фактическое место жительства и регистрация заявителя в "адрес" . После устранения недостатков Я. снова обратился с соответствующими заявлениями, однако в выдаче разрешения и лицензии вновь было отказано на том, основании, что Я. не имеет постоянного места жительства. Ссылаясь на положения ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", указывала, что при наличии действующей регистрации по месту жительства повторная регистрация гражданина по месту фактического проживания в том же населенном пункте обязательной не является.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по "адрес" К. , действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, пояснив, что имелись объективные основания для отказа в продлении лицензии, поскольку заявитель по месту регистрации не проживает, при том, что постановлением Правительства РФ N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", предусмотрено, что оружие и патроны должны храниться по месту проживания граждан с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Управление МВД России по городу Кургану.
В обоснование апелляционной жалобы представитель Управления МВД России по "адрес" ссылается на ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Проверкой было установлено, что заявитель по месту регистрации по адресу: "адрес" , не проживает, а по месту постоянного проживания по адресу: "адрес" не зарегистрирован. В связи с этим, по мнению автора жалобы, имелись основания для применения п. 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и отказа заявителю в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны и выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Я. - Д. , действующая на основании доверенности, решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Дополнительно пояснила, что Я. проживает по адресу: "адрес" , в квартире, принадлежащей на праве собственности его теще, которая отказывается регистрировать заявителя по месту жительства по личным причинам.
Представитель заинтересованного лица - Управления МВД России по "адрес" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, судебная коллегия областного суда находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела видно, что Я. является владельцем огнестрельного оружия " ... " калибра 9 мм N имел разрешение на хранение и ношение оружия N от " ... " , с указанием места жительства по адресу: "адрес" .
" ... " Я. был привлечен к администрации ответственности по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ - нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства. (л.д.27 оборот).
" ... " Я. обратился в УМВД России по "адрес" с заявлением о выдаче ему разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия " ... " N в связи с истечением срока действия ранее выданного разрешения, а также с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
К заявлению Я. были приложены документы, предусмотренные п. 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", а также: акт проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием от " ... " , копия охотничьего билета, квитанция об уплате госпошлины.
Местом своего постоянного проживания в заявлениях Я. указал адрес регистрации: "адрес" .
Заключением инспектора ОЛРР УМВД России по "адрес" от " ... " в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия было отказано в связи с не установлением фактического места жительства Я. , поскольку, как было установлено в ходе проведенной проверки, Я. указал неверные сведения о месте своего проживания; по месту регистрации по адресу: "адрес" Я. длительное время не проживал.
" ... " Я. повторно обратился в УМВД России по "адрес" с заявлениями о выдаче ему разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. В указанных заявлениях местом своего фактического жительства Я. указал адрес: "адрес" , а также указал адрес своей регистрации по месту жительства: "адрес" .
Заключением инспектора ОЛРР УМВД России по "адрес" от " ... " Я. вновь было отказано в выдаче лицензии и разрешения на том основании, что заявитель зарегистрирован по адресу: "адрес" 74, а фактически проживает по адресу: "адрес" 20. По месту проживания по адресу: "адрес" 20, как по месту своего временного пребывания, заявитель зарегистрирован не был.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в выдаче Я. лицензии и разрешения на оружие, сославшись на отсутствие в действующем федеральном законодательстве запрета на проживание без регистрации в населенном пункте, если гражданин зарегистрирован по месту жительства в ином жилом помещении данного населенного пункта.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.
Статьей 9 данного Федерального закона предусмотрено, что приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (ст. 13 Закона).
В соответствии с п. 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 28.02.2013) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.
Согласно п.6 абз. 20 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства.
Федеральный закон "Об оружии" не содержит разъяснений понятия постоянного места жительства, тем самым корреспондируя к другим нормам федерального законодательства.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.2013 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. федерального закона от 28.12.2013 N 387-ФЗ) под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В отличие от ранее действовавшей редакции закона, с 03.01.2014 - даты вступления в силу изменений, внесенных в Закон РФ от 25.06.2013 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ, к месту жительства гражданина закон относит жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания могут являться гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица, является фиктивной и выступает основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета (ст. 1, 7 Закона).
Из приведенных выше положений закона следует, что с 03.01.2014 местом жительства гражданина может являться жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основании закона либо в силу договора, и в котором он органом регистрационного учета в установленном порядке поставлен на учет по месту жительства.
Любые иные места временного проживания являются местом пребывания гражданина.
Поскольку Я. на дату обращения за выдачей лицензии и разрешения в марте и апреле 2014 года фактически, как следует из пояснений его представителя, проживал в качестве члена семьи собственника в квартире по адресу: "адрес" однако не был зарегистрирован по указанному адресу, данное жилое помещение применительно к предмету правового регулирования в области оборота оружия не могло считаться местом жительства Я. , а сам Я. - лицом, имеющим место жительства применительно к требованиям абз. 20 ст.13 Федерального Закона "Об оружии".
Выдача, продление лицензии, разрешения на оружие гражданину, не имеющим места жительства либо имеющим признаки фиктивной регистрации по месту жительства, Федеральным законом "Об оружии" не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, обжалуемый отказ лицензионного органа в выдаче Я. соответствующих лицензии и разрешения являлся законным и обоснованным и не мог нарушать прав гражданина, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии".
Ссылка суда первой инстанции на внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, допускающие с 03.01.2014 возможность проживания гражданина без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если он зарегистрирован по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации, является ошибочной и не имеет отношения к разрешению настоящего дела, поскольку указанные изменения законодательства регулируют иные, не связанные с оборотом оружия общественные отношения, которые в предмет рассматриваемого спора с участием Я. не входят.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24 июня 2014 года, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа государственной власти Я. , отказать.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.