Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Кириенко Е.В., Панковой Т.В. при секретаре Цыганковой Е.С. с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционным жалобам Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.12.2013 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Глухову В.О. в границах Октябрьского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А. пояснения прокурора, Глухова В.О., возражавших против удовлетворения жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Глухова В.О. с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить Глухову В.О. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование требований указал, что Глухов В.О. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Г. и отец Г1. умерли 08.11.2012 г. Приказами Межрайонного территориального управления N 4 Министерства социального развития Пермского края по Октябрьскому району N 1801-оп от 08.11.2012 г. и N 1987-оп от 13.12.2012 г. в отношении Глухова О.В. установлено попечительство. Попечителем назначена его бабушка - Б. Место жительства Глухова О.В. определено с попечителем по адресу: **** .Распоряжением администрации Сарсинского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края N 12 от 23.01.2013 г. Глухов В.О. поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно сведений регистрирующих органов, жилых помещений на праве собственности Глухов В.О. и его родители не имели и не имеют. С 19.08.2003 г. по настоящее время Глухов В.О. постоянно зарегистрирован по адресу: **** . Указанное жилое помещение сгорело 08.11.2012 г. В настоящее время Глухов В.О. проживает по месту жительства попечителя по адресу: **** , поскольку жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения просят в апелляционных жалобах Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края.
При этом, доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Пермского края сводятся к тому, что согласно ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по заявлению в письменной форме ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей и достигших 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях. Как установлено судом, Глухов В.О. обучается в ГБОУ СПО " *** ", с учетом чего, не подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Правительство Пермского края указывает в апелляционной жалобе, что Постановлением Правительства Пермского края N 1194-п от 09.09.2013 г. утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Заявитель полагает, что уполномоченным лицом в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений является КГБУ "Дирекция по капитальному строительству", которое согласно п.2.4 Порядка, принимает решение о предоставлении ребенку -сироте жилого помещения. В связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц в компетенцию Правительства не входит и должна быть возложена на КГБУ "Дирекция по капитальному строительству". Заявитель не согласен с выводом суда о том, что КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" только осуществляет управление специализированным жилищным фондом, поскольку под управлением понимается совокупность действий, в том числе, по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений. Заявитель просит принять новое решение о возложении обязанности по предоставлению жилья Глухову В.О. на КГБУ "Дирекция по капитальному строительству".
В письменных Возражениях Прокурор Октябрьского района просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители ответчика, третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке, в суд не явились.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п.З ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
по достижении возраста 18 лет;
до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался нормами ст. 109.1 ЖК РФ, п.п.1,7 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.1 ст.8.1.3акона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК (ред. от 14.12.2012) "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.3.4. Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденного Постановления Правительства Пермского края от 11.03.2013 N 107-п.
Как установлено судом первой инстанции, Глухов В.О. родился 12.06.1995 года, то есть, на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста. Глухов В.О. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители Г. и Г1. умерли 08.11.2012 г. Приказами Межрайонного территориального управления N 4 Министерства социального развития Пермского края по Октябрьскому району N 1801-оп от 08.11.2012 г. и N 1987-оп от 13.12.2012 г. в отношении Глухова О.В. установлено попечительство. Попечителем назначена его бабушка - Б. Место жительства Глухова О.В. определено с попечителем по адресу: **** . Глухов В.О. проходит обучение в ГБОУ СПО " *** ", дата окончания обучения-30.06.2015 г. Глухов В.О. с 19.08.2003 г. по настоящее время постоянно зарегистрирован по адресу: **** . Указанное жилое помещение сгорело 08.11.2012 г. В настоящее время Глухов В.О. проживает по месту жительства попечителя по адресу: **** , поскольку жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен. По сведениям нотариуса Октябрьского нотариального округа Пермского края Т., наследственное дело к имуществу умершего Глухова О.Ю. нотариусом не заводилось. В рамках наследственного дела к имуществу умершей Г., Глухов В.О. имеет право только на денежные средства по счету в банке, так как недвижимого имущества у Г. к дню смерти не имелось. За Глуховым В.О. жилые помещения не закреплялись, права на жилые помещения у него отсутствуют, в собственности ни у него ни у его родителей жилых помещений нет. Распоряжением администрации Сарсинского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края N 12 от 23.01.2013 г. Глухов В.О. поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением МТУ N 4 Министерства социального развития Пермского края(протокол N Пот 28.06.2013) Глухов В.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на 2015 год, в связи с окончанием срока пребывания в образовательном учреждении в указанном году.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что до 01.01.2013 г. Глухов В.О. жилым помещением по договору социального найма не обеспеченна дату разрешения спора жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения также не обеспечен, достиг 18-летнего возраста. В связи с чем, суд нашел требования прокурора о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежащими удовлетворению. Суд указал, что общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м., само жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места постановки Глухова В.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, применительно к положениям Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, в границах Октябрьского муниципального района Пермского края. На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, исследованных судом доказательствах, соответствующими требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона.
Довод жалобы Министерства социального развития Пермского края о том, что Глухов В.О. не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, так как обучается в образовательном учреждении отмену решения не влечет, основан на ошибочном толковании закона.
В соответствии с абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Аналогичные положения закреплены в п.З ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из анализа указанных правовых норм следует, что по общему правилу жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по достижении ими 18 лет, а также, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п.3.5 Рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(разработанных в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и обеспечения единообразного и эффективного применения указанными органами положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07), Федеральным законом N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено :после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ;по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С таким заявлением Глухов В.О. не обращался, в связи с чем, довод жалобы несостоятелен.
Доводам Правительства Пермского края о том, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, судом дана соответствующая оценка. Как правильно указал суд, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений. В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству "(на которое ссылается в жалобе Правительство Пермского края, как на учреждение, уполномоченное в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения) осуществляет только управление специализированным фондом. Довод жалобы о том, что согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, не может быть принят во внимание, так как согласно указанного п.2.4 Порядка, такое решение принимается Учреждением на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.12.2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.