Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Швецова К.И., с участием прокурора Кузнецовой С.Н. при секретаре Корякине М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционному представлению прокурора Мотовилихинского района г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми о возложении обязанности организовать проведение обследования жилого дома по адресу: **** специализированной, организацией, заключение по результатам исследования представить в межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации Мотовилихинского района г.Перми прокурору Мотовилихинского района г.Перми -отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился в суд с иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности организовать проведение обследования жилого дома по адресу: г.Пермь, ул. **** специализированной организацией, заключение по результатам исследования представить в межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации Мотовилихинского района г.Перми в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования обосновываются тем, что при осуществлении надзора за соблюдением прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, установлено, что 24.04.2013 межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013 NСЭД-07- 05-76, жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: **** признаны непригодными для проживания. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 (далее -Положение). Пунктом 33 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. Заявление о проведении обследования дома может быть подано любым собственником жилого помещения. Акт обследования помещений N222 от 25.04.2013 по ул. **** свидетельствует о наличии в доме указанных в п. 33 Положения недостатков, которые могут послужить основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Часть жилых помещений в указанном доме включены в реестр муниципального имущества г.Перми. До настоящего времени обследование указанного дома специализированной организацией для решения вопроса об аварийности дома не проводилось, поэтому на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность организовать проведение обследования жилого дома специализированной организацией для решения вопроса о признании указанного дома аварийным, подлежащим сносу, в целях реализации гражданами жилищных прав, предусмотренным жилищным законодательством.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Мотовилихинского района г. Перми, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Перми полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кузнецова С.Н. апелляционное представление, его доводы, а также исковые требования поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении иска прокурору Мотовилихинского района г. Перми, суд исходил того, что у прокурора отсутствуют полномочия на предъявление настоящего иска, поскольку круг лиц, в интересах которых заявлен иск, определен, к ним относятся собственники жилых помещений и жильцы дома. При этом никто из указанных лиц с просьбой о подаче иска в суд, в их интересах, к прокурору не обращался.
Также суд посчитал, что основаниями к отказу в иске являются обстоятельства того, что нормативно - правовыми актами определен порядок (процедура) совершения уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение жилищных прав граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания. При этом несоблюдение установленного законом порядка, влечет отсутствие у органа местного самоуправления обязанности организовать проведение обследования многоквартирного дома специализированной организацией для оценки технического состояния жилого дома.
Данный вывод суда не может быть признан основанным на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее -Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Из материалов дела следует, что 25 апреля 2013 г. межведомственной комиссией комиссию при администрации Мотовилихинского района города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории Мотовилихинского района города Перми, непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, созданной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 11.04.2013 N СЭД -07-05-76 (далее -межведомственная комиссия) по заявлению собственника квартиры ** Костаревой М.Б. в указанном доме проведено обследование всех 28 жилых помещений, расположенных в доме и составлен акт, согласно которому жилые помещения с N 1 по 28 не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригодны для проживания. В этот же день межведомственной комиссией дано заключение о несоответствии жилых помещений с N 1 по 28 в указанном доме требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и они признаны непригодными для проживания.
При этом обследование дома специализированной организацией и заключение об аварийности дома не составлялось.
Из акта межведомственной комиссии от 25.04.2013 следует, что дом N ** по ул. **** 1930 года постройки, в составе дома 28 квартир и 72 комнаты. При этом в акте отражено, что обследование проводилось не только жилых помещений, но и помещений общего пользования, а также строительных конструкций, в том числе фундамента дома, наружных стен и инженерного оборудования, посредством которого обеспечивается предоставление коммунальных услуг проживающим в жилых помещениях гражданам. Выявленные отступления от требований строительных, санитарных и строительных норм и правил в конструктивных элементах многоквартирного дома и инженерного оборудования отражены в акте обследования дома межведомственной комиссии.
Кроме того, инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края 07.10.2013 составлен акт проверки N 1439/1, в котором отражены сведения о ненадлежащем техническом и санитарном состоянии дома ** по ул. **** , копия которого направлена прокурору Мотовилихинского района г. Перми с ходатайством о принятии мер прокурорского реагирования в целях обеспечения прав граждан на проживание в жилых помещениях отвечающих требованиям безопасности.
Согласно письму заместителя администрации Мотовилихинского района г. Перми от 28.06.2013 N СЭД -07-47-419 в Управление жилищных отношений администрации г. Перми направлен список домов для обследования специализированной организацией для признания их аварийными, сформированный на 2014 -2016 годы. При этом дом ** по ул. **** в г. Перми в указанных списках отсутствует.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вышеназванным Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии от 25.04.2013 о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Между тем при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Кроме того, часть жилых помещений в вышеуказанном доме находится в муниципальной собственности и дом относится к муниципальному жилищному фонду, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства. Однако органом местного самоуправления, как собственником жилья, не приняты меры к признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что, как правильно указано прокурором, создает необоснованные препятствия к реализации жилищных прав, предусмотренных ст.ст. 32, 57 и 89 ЖК РФ, гражданами, проживающими в доме ** по ул. **** в г. Перми,
Более того, вышеуказанное Положение о межведомственной комиссии, а также Типовое положение о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации г. Перми, утвержденное постановлением администрации г. Перми N 113 от 04.03.2013 не содержат положений о механизме, посредством которого обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома.
Тем самым указанное обстоятельство предполагает совершение органом местного самоуправления действий по обеспечению проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения об аварийности (или отсутствии) дома.
Указанный вывод также следует и из того обстоятельства, что списки домов, сформированные на основании актов территориальной межведомственной комиссии, как указано выше, направляются в администрацию города Перми для решения вопроса по обследованию домов специализированной организацией на предмет аварийного состояния дома.
Вместе с тем возложение на орган местного самоуправления обязанности организовать проведение обследования дома специализированной организацией, вопреки мнению ответчика, не указывает на то, что выполнение этой обязанности связывается с финансированием этого мероприятия исключительно за счет средств местного бюджета.
Отказывая в иске прокурору по тому основанию, что у прокурора отсутствуют предусмотренные законом полномочия для обращения в суд с данным иском, суд ошибочно исходил из того, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, является определенным.
Согласно положениям пунктов 3 и 4 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, прокурор обратился в суд с иском не только в интересах проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома граждан, но и в интересах неопределенного круга лиц, к числу которых могут относиться лица временно находящиеся в доме в силу различных жизненных обстоятельств, например, гости, временные жильцы, работники аварийных служб, сотрудники скорой помощи и полиции. Тем самым прийти к выводу о том, что, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор превысил, предусмотренные федеральным законом процессуальные полномочия, основания отсутствуют.
Изложенные обстоятельства не позволяют судебной коллегии сделать вывод о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, поэтому исходя из требований ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене. Иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми следует удовлетворить.
Вместе с тем судебная коллегия не нашла оснований для установления шестимесячного срока со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого ответчик обязан совершить указанные в решении действия.
По правилам, предусмотренным статьями 204 и 206 ГПК РФ, срок, в течение которого должна быть исполнена возложенная на ответчика обязанность, устанавливается судом в случае необходимости с учетом характера спорных правоотношений.
Поэтому, учитывая, что иск прокурора направлен на устранение обстоятельств, обусловливающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, установление указанного прокурором срока может отодвинуть реальную защиту прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными статьёй 2 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2014 года отменить. Принять новое решение.
Иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить.
Обязать администрацию г. Перми организовать проведение обследования жилого дома N ** по ул. **** в г. Перми специализированной организацией и заключение по результатам исследования представить в межведомственную комиссию при администрации Мотовилихинского района города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории Мотовилихинского района города Перми, непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.