Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Сергеева В.А.
Судей Лядовой Л.И., Стрельцова А.С.
При секретаре Кирьяновой О.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13 мая 2014 года, которым постановлено:
Обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить М. , дата рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района г. Перми в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Меновщиковой А.С. о предоставлении М. , дата рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N ** ", который расположен по месту жительства истца - отказать.
Отказать в исковых требованиях, предъявленных к Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми.
Заслушав доклад судьи Лядовой Л.И., пояснения участвующего в деле прокурора Третьяковой О.Н. об отсутствии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего М. дата рождения обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми, Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании требований указал, что в прокуратуру района обратилась Меновщикова А.С. по факту нарушения прав ее малолетнего сына М. , дата рождения на получение места в дошкольном образовательном учреждении. Департамент образования администрации г. Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в т. ч. дошкольного образования, одной из задач является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Меновщикова А.С. обращалась в Департамент образования администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ее сыну М. места в дошкольном образовательном учреждении Орджоникидзевского района г. Перми. Согласно ответу Отдела образования Орлжоникидзевского района Департамента образования администрации г. Перми от 31.01.2014г. N ** Меновщиковой А.С. предложено получить услугу дошкольного образования в МБДОУ "Детский сад N ** " г. **** До настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Департамент образования администрации г. Перми обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Меныцикова А.С. обратилась в суд с требованием о предоставлении ее сыну - М. /дата рождения/ места в детском саду N ** , который расположен по месту их жительства - ул. **** Данное дошкольное учреждение посещает ее старший ребенок.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, просил предоставить место в детском учреждении, расположенном в Орджоникидзевском районе по месту проживания несовершеннолетнего.
Меновщикова А.С. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент образования администрации г. Перми просит решение суда отменить, указывая на то, что действия органа местного самоуправления г. Перми по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования полностью соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений).
При рассмотрении данного дела суд должен применить норму права -п. 13 ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой регламентируются вопросы местного значения городского округа по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных организациях городского округа.
В адрес законного представителя несовершеннолетнего Меновщиковой А.С. было направлено письмо начальника отдела образования Орджоникидзевского района о том, что имеется возможность получения услуги дошкольного образования ее ребенком в МДОУ на территории г. Перми: МДОУ "Детский сад N ** " (ул. **** ), что свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления г. Перми обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа и не противоречит постановлению администрации г. Перми N 229 и Федеральному закону N 273-ФЗ.
При этом законодательством не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, указанном в заявлении родителями ребенка либо в учреждении по "месту жительства на территории конкретного района".
Доказательств того, что сын Меновщиковой А.С. имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении не имеется в материалах дела.
Является необоснованным вывод суда в части установления срока предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Незамедлительное представление места в МДОУ М. повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, состоящих в регистре и имеющих дату рождения ранее М.
Суд на момент вынесения решения по делу руководствуется не действующими нормативно правовыми актами - приказом начальника департамента образования администрации г. Перми от 21.01.2013 г. N СЭД-08-01-09-20 "Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста".
В представленных возражениях прокурор Орджоникидзевского района г. Перми просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 03.03.2014г. Меновщикова А.С. обратилась в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Перми с заявлением о защите права на образование несовершеннолетнего сына М. , дата рождения, просила оказать содействие в получении путевки в детский сад (л. д. 6-7).
Департаментом образования администрации города Перми на обращение прокурора Орджоникидзевского районам 18.03.2014г. направлен ответ, в котором указано, что вопрос устройства М. в муниципальное дошкольное образовательное учреждение будет решен с учетом движения детей в реестре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Начальником отдела образования Орджоникидзевского района письмом от 31.03.2014г. Меновщиковой А.С. сообщено, что имеется возможность получения услуги дошкольного образования ее ребенком в МДОУ на территории г. Перми: МДОУ "Детский сад N ** " (ул. **** ).
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что несовершеннолетний М. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Предложенное Департаментом образования администрации г. Перми истцу место в детском саду N ** который находится на значительном отдалении от места жительства М. не является исчерпывающей мерой по обеспечению места в МОУ, фактически путевка в детский сад до настоящего времени не получена.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетнего М. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч.З ст.5 Закона РФ "Об образовании в РФ " N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст.67 Закона РФ "Об образовании в РФ" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст. 64 Закона РФ "Об образовании в РФ " дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по своему содержанию сводятся к обстоятельствам, являвшимися предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой и соответствующими выводами.
Не является основанием к отмене решения суда довод жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований по реализации родителем несовершеннолетнего Меновщикова Владимира прав на получение ошкольного образования нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в регистре, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ.
Данные доводы не влекут отмены законного и обоснованного решения, соблюдение прав и интересов иных детей на предоставление возможности получать дошкольное образование лежит на Департаменте образования администрации города Перми в соответствии с п.2.2.1 Положения "О Департаменте образования". Оспариваемым решением права иных детей не нарушены. Более того, действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
В соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 01.03.2013г. N 112 комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (п.2.1).
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом, предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что является необоснованным вывод суда в части установления срока предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, установленный судом срок - 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда, в данном случае несостоятельна, поскольку право суда на установление в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, предусмотрено ст. 206 ГПК РФ. Порядок отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления установлен ст.434 ГПК РФ.
Ссылка суда в решении на утративший силу приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 21.05.2013 г. N СЭД-08-01-09-20 "Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста" не повлияла на выводы суда по существу разрешаемого спора и основанием для отмены решения в силу ст. 330 ГПК не является.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента образования администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13 мая 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.